Смотровые ордера. Сколько раз можно отказаться? Сколько раз можно участвовать в приватизации Поднаем

24.12.2023 Истории успеха

Этого акта устанавливает, что бесплатно приобрести и оформить в собственности квартиру гражданин может только один раз в жизни.

Однако из этого правила есть исключение, прямо установленное абзацем вторым этой же статьи. Там сказано следующее: если собственниками жилья в результате приватизации стали дети, то после того, как им исполнится 18 лет они могут участвовать в этой процедуре повторно. Очевидно, законодатель учитывал, что несовершеннолетние в таких вопросах действуют не сами, а через представителей.

ВАЖНО! Отказ же от приватизации несовершеннолетних не допускается: такое возможно только с согласия местных органов опеки, но опека на практике своего согласия на это не даёт ни в каких случаях, вполне обоснованно предполагая возможность злоупотреблений со стороны родителей.

Посмотреть видео об участии в приватизации жилья детей:

Взрослому, если человек уже участвовал

Можно ли участвовать в приватизации, если уже есть жилье в собственности и сколько раз в разных квартирах? Однако правило однократности действует и на детей: повторное право на участие в приватизации для них ст. 11 Закона допускает лишь после совершеннолетия. Оставаясь в детском возрасте, они ещё раз приватизировать квартиру не могут. Таким образом, им надо стать взрослыми, чтобы попытаться приватизировать ещё одну квартиру.

Статья 11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Относительно того, допускается ли приватизация для лиц, которые уже владеют другими квартирами, закон говорит следующее:

  • Приватизировать имеют право лица, пользующиеся квартирой по договору социального найма (ст. 2 Закона №1541-1).
  • Заключение договора соцнайма по ст. 60 ЖК РФ и вселение членов семьи в муниципальную квартиру (ст. 70 ЖК РФ) не связывает с тем, есть ли них в собственности другое жильё или нет.
  • Ст. 213 ГК РФ не ограничивает граждан в количестве имущества или в его стоимости, если на то нет специального указания в законодательстве (как, например, в случае с сельхозземлями: один человек не может владеть больше чем 10% полей в районе). В отношении жилья таких ограничений не установлено.

Получается, что вселиться в квартиру по договору социального найма и тем самым получить право на участие в приватизации может любой человек, даже если у него уже есть другое жильё в собственности.

Нюансы

Таким образом, можно было бы придти к выводу, что участвовать в приватизации можно максимум два раза: один раз ребёнком, второй раз – уже взрослым. Однако не всё так просто.

Дело в том, что Закон №1541-1 говорит о приватизации – но лишь о бесплатной. А ведь помимо этого закона в России действует и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ . Согласно ст. 2 этого закона, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть возмездно передано покупателям – в том числе и физическим лицам.

К числу имущества, передаваемого одним из способом, предусмотренных ст. 13 этого ФЗ, могут относиться и жилые помещения. И ограничений на число актов такой приватизации закон не ставит никаких. Однако для приватизации в порядке №178-ФЗ есть свои ограничения:

  1. Квартира может быть передано только за плату (ст. 2).
  2. Способы продажи жёстко ограничены ст. 13 этого закона. Чаще всего квартиру приходится покупать на аукционе.

Условия

Таким образом приватизация второй квартиры допустима по закону, однако её условия будут различаться:

  • Для граждан, первый раз участвовавших в детстве, вторая процедура будет бесплатной. Оплатить придётся лишь пошлину за оформление права и подготовку некоторых документов (доверенностей, некоторых справок и т. д.).
  • Для тех же, кто уже во взрослом возрасте реализовал своё право на приватизацию жилья либо дал нотариально заверенный отказ от неё, приобрести в собственность муниципальное жильё можно только путём его выкупа. Ни о каком бесплатном получении здесь речи больше идти не может.

Стоимость в РФ

Платная ли вторая приватизация и стоимость повторной? В том случае если второй раз квартира приватизируется по Закону №1541-1 , само по себе приобретение окажется бесплатным. Заплатить придётся лишь:

  1. Госпошлину при регистрации в ЕГРН через Росреестр или МФЦ – 2 000 рублей (ст. 333.33 НК РФ).
  2. Оформление доверенности, если приватизация будет вестись через представителя. Согласно указаниям Федеральной нотариальной палаты стоимость услуг нотариуса варьируется в зависимости от региона, но в среднем составит от 1700 до 2500 рублей.
  3. Оформление выписок из домовой книги, получение копии ордера (если оригинал не сохранился) и других документов. Расценки здесь зависят от местных нормативных актов, но в целом составляют не менее 3 – 5 тысяч рублей.
  4. Если для быстроты и верности оформления гражданин решит воспользоваться услугами юриста или риэлторской компании, придётся оплатить и их. Расценки здесь сильно меняются в зависимости от региона и уровня компании, но обычно составляют не менее 10 тысяч рублей.

В том же случае, когда право на бесплатную приватизацию уже было использовано, цена квартиры определяется согласно ст. 12 закона №178-ФЗ. Согласно её нормам, цену будет определять эксперт-оценщик.

Статья 12 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества

Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

Учитывая же нормы ст. 13 этого же закона о порядке продажи муниципального имущества с аукциона или другим способом, покупателю придётся заплатить полную рыночную цену . Лучший способ её узнать – это посмотреть по объявлениям города, за сколько предлагается к продаже аналогичная квартира в том же районе.

Посмотреть видео о стоимости оформления приватизации:

Как совершить повторно?

Если гражданин раньше участвовал в приватизации будучи ребёнком, процедура участия стандартная:

В том же случае, если приватизация осуществляется платно путём выкупа квартиры у муниципалитета, руководствоваться следует нормами закона №178-ФЗ . Обычно порядок следующий:

  1. Необходимо зарегистрироваться в качестве участника торгов, подать заявку и приложить к ней необходимый комплект документов.
  2. Нужно внести задаток (к примеру, при продаже муниципальных квартир в Москве он составляет 2% от стартовой цены аукциона).
  3. Пройти торги и победить на них, предложив наиболее выгодную цену.
  4. Заключить договор о купле-продаже квартиры.
  5. Оформить квартиру в собственность в описанном выше порядке.

Смотреть видео о повторной приватизации:

Если жилье было возвращено в муниципальную собственность

Помимо приватизации, закон допускает и «расприватизацию», то есть процедуру возвращения квартиры в муниципальную или государственную собственность. Такое возможно в двух случаях:

  1. Процедура была проведена с нарушениями и через суд признана незаконной.
  2. Новый собственник добровольно вернул квартиру муниципалитету.

Второй вариант исключительно редок, а вот первый случается часто, поскольку к сбору и оформлению документов граждане подходят часто крайне наплевательски, а муниципальные органы не всегда их проверяют. Однако итог один: в результате квартира, ставшая частной, возвращается в муниципальную собственность. После этого пользоваться жильём согласно статьям —91 ЖК РФ можно лишь на основании договора социального найма . И многих граждан волнует вопрос – можно ли после этой процедуры снова приватизировать квартиру?


Первое, что тут надо сказать – можно в порядке выкупа муниципального имущества. Здесь нет никаких ограничений, кроме принятого в конкретном городе плана по приватизации. Соответственно, граждане, получившие жильё в собственность бесплатно, затем вернувшие её муниципалитету, могут в любой момент выкупить её обратно, если эта квартира включена в состав имущества, идущего на торги. Однако покупать придётся уже по рыночной цене, торгуясь с другими участниками аукциона.

Сложнее вопрос с бесплатной приватизацией. То самое лицо, которое уже приватизировало квартиру во взрослом возрасте, бесплатно оформить её обратно на себя не сможет ни при каких условиях – законодательство это прямо запрещает. Таким образом, если гражданин добровольно вернул местному самоуправлению свою квартиру, повторно приватизировать он её не сможет .

Однако в том случае, если квартира была приватизирована, но результаты этого процесса были отменены через суд, всё по-другому: в этом случае право на бесплатную приватизацию «обнуляется» и может быть использовано заново. В этой ситуации достаточно собрать правильный пакет документов, исправить допущенные нарушения и можно подавать заявление заново.

СПРАВКА! Такая приватизация не будет считаться повторной: так как результаты первой были отменены – значит гражданин своим правом не воспользовался.

Заключение

Можно сделать вывод: повторная приватизация хотя и является вполне допустимой по закону. Более того, если итоги приватизационных действий были отменены по суду, повторная попытка не будет считаться новой приватизацией – и потому сама процедура будет проходить бесплатно.

На заседании МГД депутаты приняли к сведению протест городской прокуратуры по поводу отдельных положений столичного закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», не соответствующих нормам федерального законодательства.

В последнее время все чаще позиции и формулировки городских законов приводятся в соответствие с установками Жилищного кодекса РФ - этого требует российское законодательство. Однако применение статей документа федерального уровня не всегда помогает в решении жилищных вопросов. Именно поэтому субъекты Федерации стараются уточнить и конкретизировать механизмы реализации позиций кодекса в своих законодательных актах. Так, в московском законе № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» подробно оговариваются условия и порядок постановки москвичей на учет по улучшению жилищных условий, правила и нормативы предоставления заветной квадратуры. И конечно, все эти положения, а особенно их применение на практике имеют свою специфику.

В данном случае замечания органов прокуратуры связаны с московской методикой обеспечения очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, долгожданными квартирами. В частности, речь идет об одной из формулировок о порядке снятия их с учета.

И тут существует устоявшаяся практика, применяемая подразделениями городского департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы (ДЖП и ЖФ). Претенденту на получение жилья в порядке очередности выдается «смотровой талон» на конкретную жилплощадь. Тот вправе согласиться с предлагаемым вариантом или отказаться от него.

Такая процедура может повторяться троекратно. И если очередник отказывается от квартиры в третий раз, то он автоматически попадает в списки следующего года. И это понятно, ведь сосредоточившись на одном соискателе, можно создать в очереди «пробку». На следующий год ему предлагаются новые варианты жилья с учетом жилищных нормативов, но не более двух раз.

По словам заместителя начальника управления жилищной политики ДЖП и ЖФ Екатерины Радченко, ежегодно Москва предоставляет муниципальное жилье 14 тыс. семьей очередников. В прошлом году около сотни семей отказались от получения предложенной квартиры. Конечно, им будут предлагать варианты нового жилья в этом году, но только дважды. Если отказная эпопея затянется, таких очередников снимают с учета.

Московская прокуратура усмотрела в этой системе ряд противоречий, ущемляющих права граждан, и именно эта позиция послужила поводом для прокурорского протеста. При рассмотрении данной правовой коллизии на заседании комиссии МГД по законодательству выяснилось, что некоторые формулировки московского закона № 29 действительно порождают двусмысленные толкования. В частности прокуратура, вступившись за права горожан, усмотрела, что представители городского жилищного департамента лишают привередливых очередников этого статуса, не обеспечив их жильем.

Но в действительности процесс предоставления столичного жилья в порядке очередности более замысловат, и окончательный отказ очередника от предоставляемой, но не отвечающей его требованиям жилплощади, вовсе не означает, что в итоге он остается без квартиры. Распоряжением префекта округа ему выделяется последний из предложенных вариантов жилья, и только тогда его снимают с жилищного учета. Но порой «новосел» в новую квартиру так и не въезжает, а пишет письма в высшие инстанции и обращается в суд.

Прокуратура Москвы настаивала на изменении норм городского закона (п. 7, ч 1. ст. 15) в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, но представители департамента жилищной политики убедили ее представителей и депутатов в необходимости сохранить эти позиции с последующей доработкой формулировок. Эти вопросы детально обсуждались на комиссии МГД по законодательству.

И в итоге на заседании Мосгордумы столичные депутаты единогласно решили принять протест прокурора к сведению и в ближайшее время откорректировать обсуждаемую формулировку закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», чтобы избежать двусмысленных толкований. Ведь в любом региональном законе, касающемся жилищного вопроса, должны быть четко и детально прописаны все его нормы и механизмы исполнения.

Председатель МГД Владимир Платонов, принявший активное участие в обсуждении данной темы на заседании комиссии по законодательству, считает, что московским депутатам стоит подумать, как выйти с законодательной инициативой по дополнению и доработке некоторых позиций Жилищного кодекса РФ. Очевидно, что основной характер предлагаемых изменений будет связан с предложениями расширить полномочия регионов по решению жилищных вопросов.

Распределение , всегда было головной болью Министерства обороны. Именно поэтому в настоящее время Правительство пытается перевести военнослужащих на иную форму обеспечения недвижимостью. А именно ипотеку, которая дает право выбора не только места приобретения недвижимости, но и самой жилплощади.

На эту форму обеспечения планируется перевести всех военнослужащих, а также организации, в которых предусмотрена военная служба до 2023 года. Кроме того, согласно последним изменения введена , с помощью которой планируется ликвидировать уже имеющуюся очередь на жилье до конца 2014 года.

Причины отказа от получения жилья

Проблемы, связанные с распределением квартир, как правило, связаны с причинами:

  1. Нежелания проживать в том районе, где была предложена недвижимость,
  2. Несоответствия выданной квартиры нормам площади положенной по закону, как правило, это получения квартиры меньшей площади.
  3. Несоответствия предлагаемой для получения недвижимости требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Кроме этого у каждой в отдельности взятой семьи могут возникнуть другие причины, оформить отказ военнослужащего от жилья.

Например, нежелание, проживать с маленькими детьми на последних этажах многоэтажек. Или наоборот, некоторые недовольны предоставлением квартиры на первом этаже. Но такие требования не учитываются в законодательстве.

Помимо этого отказ военнослужащего от распределённого жилья, может быть продиктован желанием получить субсидию, которая даёт право на самостоятельное приобретение недвижимости в любой регионе нашей страны.

Более того, в случае досрочного погашения кредита, можно повторно воспользоваться военной ипотекой для приобретения более просторной жилплощади, или даже второй недвижимости.

Стоит ли отказываться от готовой квартиры?

Возможно, стоит задуматься, стоит ли отказываться от обеспечения жильем в натуральной форме. Ведь это гарантирует защитнику Отечества в конечном итоге получить квартиру положенной ему площади, а при достаточном упорстве ещё и в том регионе, где ему бы хотелось проживать.

Такой вариант развития событий не гарантирован в случае оформления им ЕДВ или ГЖС. Ведь в обеих вариантах сумма, предоставляемая государством, будет строго фиксирована, а повторное её получение невозможно. Учитывая, что при расчёте как ЕДВ, так и ГЖС принимается во внимание средняя стоимость квадратного метра по России в целом.

Для некоторых регионов её может быть недостаточно, чтобы приобрести жильё положенной по закону площади. А законодательством закреплено, что в случае предложения офицеру квартиры, меньшей площади, чем ему положено, он имеет право от неё оказаться и ждать получения другой, подходящей ему по площади.