Промышленная политика. Государственная промышленная политика К числу институциональных оснований промышленной политики можно отнести аргументы в пользу формирования особых правил в сферах промышленных инноваций, отраслевой диверсификации и глобальных цепо

17.12.2023 Бизнес

1 слайд

2 слайд

Что такое открытая экономическая политика государства Экономические цели государства. Основные направления экономической политики. Стабилизационная монетарная политика Цели Инструменты Виды Плюсы и минусы Стабилизационная фискальная политика Цели Инструменты Виды Плюсы и минусы Структурная политика Определение Как ее понимать Примеры структурной политики Плюсы и минусы Вопросы 1

3 слайд

Экономическая политика государства есть процесс реализации его функций для достижения определенных экономических целей.

4 слайд

Классические экономические функции государства стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ.

5 слайд

Наиболее общие экономические цели государства Обеспечение экономического роста (развития!); создание условий экономической свободы (право выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); Обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности;

6 слайд

Наиболее общие экономические цели государства забота об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); Оказание помощи тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

7 слайд

Основные направления государственной экономической политики стабилизационное, структурное.

8 слайд

Стабилизационное включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление экономики, то структурная - на поддержание ее сбалансированного развития, т. е. здорового образа жизни.

9 слайд

Стабилизационная монетарная политика Что такое? Каковы основные преимущества и риски связанные с применением ее инструментов?

10 слайд

Цели монетарной политики Обеспечение: стабильного экономического роста, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен, равновесия платежного баланса.

11 слайд

Монетарная политика оказывает влияние на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает - денежная масса. Монетарную политику определяет и осуществляет ЦБ. Однако изменение предложения денег происходит не только в результате операций ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (потребителей и фирм).

13 слайд

Виды монетарной политики Различают два вида монетарной политики: стимулирующую сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада с целью «взбадривание» экономики, роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

14 слайд

Преимущества монетарной политики Отсутствие внутреннего лага (период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению). Отсутствие эффекта вытеснения. Стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций. Эффект мультипликатора.

15 слайд

Недостатки монетарной политики Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном периоде. Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер до момента появления результата их воздействия на экономику.

16 слайд

Стабилизационная фискальная политика Что такое? Каковы основные преимущества и риски связанные с применением ее инструментов?

17 слайд

Фискальная политика представляет собой действия правительства с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Фискальная политика – это действия по регулированию совокупного спроса. Регулирование экономики происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Ряд инструментов фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение.

18 слайд

Цели фискальной политики: стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен. Инструменты фискальной политики - расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

19 слайд

Виды фискальной политики В зависимости от фазы цикла применяется либо стимулирующая, либо сдерживающая политика. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и направлена на увеличение совокупного спроса. Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме и направлена на сокращение совокупного спроса. Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

20 слайд

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос поскольку увеличивается личный доход домохозяйств Увеличение налогов ведет к сокращению совокупного спроса.

21 слайд

Воздействие фискальной политики на совокупное предложение Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства.

22 слайд

Достоинства фискальной политики Эффект мультипликатора (инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину совокупного выпуска. Отсутствие внешнего лага (внешний лаг – это период времени между принятием решения и появлением первых результатов. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики.

23 слайд

Недостатки фискальной политики Наличие внутреннего лага. (это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения об ее изменении). Эффект вытеснения. (расходов бюджета в период спада к совокупного дохода, что спрос на деньги и ставку процента на денежном рынке. Удорожание кредитов к частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм.

25 слайд

Структурная (промышленная) политика Что такое? Каковы основные преимущества и риски связанные с применением ее инструментов?

26 слайд

Примеры промышленной политики Мировой опыт дает примеры как минимум трех типов промышленной политики: экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции), внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) стратегической промышленной политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.).

27 слайд

Примеры промышленной политики Экспортно-ориентированная политика – Ю. Корея 60-х-80-х годов и другие "тигры" ЮВА, Китай 80-х т 90-х годов, отчасти Япония, Индия 90-х, Чили 70-х и 80-х. Внутренне ориентированная политика - Индия 60х - 80-х годов, Франция 50-х - 70-х, Япония, Китай, США (в части политики в сельском хозяйстве), СССР и в определенной степени Россия. Стратегическая промышленная политика - действия США, стран ОПЕК.

По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику. Классифицируют как защитительную ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры поддержание занятости защиту национальных фирм от иностранной конкуренции адаптивную направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке и инициативную когда государство активно воздействует на развитие...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине: «Институтциональная экономика»

Тема: «Государственная промышленная политика»

Студента группы Х- М(с)- 31 В.В.Северова

Преподаватель Данильчик Т.Л.

Хабаровск 2014

Введение

По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику. Классифицируют как защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.

Промышленная политика (далее ПП) как одна из основных функций государства в самом общем виде представляет собой стратегию, ориентированную на формирование и реализацию целей по развитию промышленности, посредством различных экономических инструментов. Термин «промышленная политика» пришел в Россию в начале 90-х гг. для обозначения регулирующей роли государства в промышленно-технологическом развитии страны. В эпоху административно-плановой экономики в СССР потребность в таком термине не существовала, ибо вся система хозяйствования по сути означала ПП. Не существовала альтернативная от государства система принятия решений об инвестировании частным бизнесом, вся стратегия хозяйственного развития отраслей и межотраслевых комплексов определялась централизованно из единого экономического центра. В системе представлений рыночного хозяйства то была суперпромышленная политика со своими достижениями, недостатками и даже провалами. Потребность в обозначении роли государства в выработке и осуществлении стратегии долгосрочного развития приоритетных отраслей в условиях господства рыночных отношений возникла благодаря совершенно очевидным «провалам рынка» в области проектов, рассчитанных не на краткосрочную прибыль. Среди направлений государственной промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:

2.Совершенствование рыночных механизмов

3.Формирование технологической базы

4.Кнут и пряник для инвестиций

Заключение


Литература

Введение

По характеру общей ориентации государственного воздействия на пр о мышленность страны промышленную политику. Классифицируют как защ и тительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от ин о странной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и иници а тивную, когда государство активно воздействует на развитие промышленн о сти страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.

Промышленная политика (далее ПП) как одна из основных функций гос у дарства в самом общем виде представляет собой стратегию, ориентирова н ную на формирование и реализацию целей по развитию промышленности, посредством различных экономических инструментов. Термин «промышле н ная политика» пришел в Россию в начале 90-х гг. для обозначения регул и рующей роли государства в промышленно-технологическом развитии стр а ны. В эпоху административно-плановой экономики в СССР потребность в таком термине не существовала, ибо вся система хозяйствования по сути о з начала ПП. Не существовала альтернативная от государства система прин я тия решений об инвестировании частным бизнесом, вся стратегия хозяйс т венного развития отраслей и межотраслевых комплексов определялась це н трализованно из единого экономического центра. В системе пре д ставлений рыночного хозяйства то была суперпромышленная политика со своими до с тижениями, недостатками и даже провалами. Потребность в обозначении р о ли государства в выработке и осуществлении стратегии долгосрочного ра з вития приоритетных отраслей в условиях господства р ы ночных отношений возникла благодаря совершенно очевидным «провалам рынка» в области проектов, рассчитанных не на краткосрочную прибыль. Среди направл е ний государственной промышленной политики рассмотрим осно в ные из них, а именно:

  • влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;
  • деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;
  • воздействие государства на отраслевую структуру производства;
  • возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.


1. Конкурентоспособность

Необходимость государства на повышение конкурентоспособности промышленного производства диктуется такими фундаментальными отличиями современного развитого рыночного хозяйства, как возрастающая интеллектуализация промышленного производства, усиление роли инновационного начала и транснационализация деятельности промышленных фирм.

В результате конкурентоспособность промышленности страны во все большей мере зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между промышленными фирмами, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать иностранные технологии, скорость распространения в промышленности технологических и иных инноваций; емкость внутреннего рынка и уровень требований отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам, наличие кустов технологически связанных и географически близких предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом на внешних рынках. Роль государства, которое не только финансирует основную часть общеобразовательных учебных заведений и университетов, но и в немалой мере определяет отношение общества к образованию и престижность профессии научного работника и преподавателя, в создании системы образования, отвечающей требованиям современного промышленного производства, очень значительна. Очевидно, что инициативная государственная промышленная политика должна подкрепляться целеустремленной политикой в области образования. Для стран с переходной экономикой к наиболее приоритетным направлениям относится резкое расширение подготовки специалистов в области управления, маркетинга и хозяйственного права. При всей важности финансовой поддержки государством фундаментальной науки и наиболее приоритетных программ прикладных научных исследований очень большую позитивную роль может сыграть организационная деятельность государства по следующим направлениям. Во-первых, создание государственных структур, ориентированных на выявление потенциальных промышленных потребителей знаний, накопленных государственными научно-исследовательскими институтами и университетами. Во-вторых, координация государством программ НИОКР, в которых участвуют промышленные предприятия и университетские лаборатории, а также и государственные научно-исследовательские организации. Важный фактор поддержания конкурентоспособности промышленности страны - наличие условий, благоприятствующих быстрому распространению в ней технологических и иных инноваций. Поскольку эти условия определяются прежде всего динамикой инвестиционного процесса, деятельность государства в этом отношении реализуется в сфере макроэкономической политики, успех которой зависит от способности создавать благоприятный инвестиционный климат средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики. Кроме того, в связи с тем что нехватка финансовых ресурсов у небольших фирм - инноваторов очень часто служит труднопреодолимым барьером на стадии внедрения научно-технических знаний в новые, экономически целесообразные технологические процессы и виды продукции, государство должно содействовать расширению возможностей финансирования инновационного бизнеса.Государство имеет возможность оказывать существенное влияние и на такие условия конкурентоспособности промышленности страны, как наличие емкого внутреннего рынка и жесткие требования отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам.Все развитые страны рыночного хозяйства для поддержания конкурентоспособности своей промышленности стимулируют спрос на высокотехнологичную продукцию посредством государственных закупок в отраслях, находящихся в собственности государства или под жестким государственным регулированием (электроэнергетика, прежде всего атомная, телекоммуникации, авиационный и железнодорожный транспорт), а также для обеспечения военных нужд страны. При этом широко практикуется дискриминация иностранных компаний — производителей аналогичной продукции.

2. Совершенствование рыночных механизмов

Деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов и смягчению свойственных им несовершенств является второй важной составной частью современной промышленной политики. Области, в которых проявляются несовершенства рыночных механизмов координации, различны: Это, во-первых, производство общественных товаров и услуг (например, научные исследования, услуги в области здравоохранения, производство вооружений и т.п.). Считается, что в производстве такого рода товаров проявляется кардинальное различие между теми параметрами эффективности, на основании которых функционируют частные фирмы, и эффективностью с точки зрения общества в целом. Во-вторых, несовершенства рыночного механизма связывают с последствиями взаимозависимости и взаимодополняемости инвестиций, проявляющимися в виде "внешних эффектов", в частности, когда часть прибыли от конкретной инвестиции может "схватываться" другими, связанными с ней инвесторами. В-третьих, конкуренция посредством инноваций вряд ли может удовлетворять принципам совершенной конкуренции. "Конкуренция посредством новых продуктов и процессов, - утверждается в работе американских экономистов, - является несовершенной как по сути, так и по результатам... Без приманки более высокой отдачи не было бы мотивов к инновациям".Поскольку развитие промышленности принимает все более инновационный характер, а инновационная конкуренция, по сути, является несовершенной, с огромными внешними эффектами, сильным монопольным элементом, то возможности развития промышленного производства на основе исключительно рыночных механизмов координации представляются весьма ограниченными.Наконец, в-четвертых, рыночной экономике свойственны сложные проблемы, затрудняющие распределение ресурсов с акцентом на долгосрочную перспективу.

В рыночной экономике всестороннее информационное обеспечение промышленных фирм служит необходимым условием их выживания и эффективной деятельности. Огромную работу по сбору и публикации информации экономического, научно-технического, демографического и тому подобного характера, широко используемой промышленными фирмами при принятии инвестиционных и иных решений, проводят в странах развитого рыночного хозяйства именно государственные ведомства, хотя они, разумеется, не являются единственным источником используемой фирмами информации.

Следует особо подчеркнуть, что государственные ведомства распространяют собираемую ими информацию без каких-либо ограничений и по доступным ценам. Большое внимание уделяется использованию собираемой государством информации для разработки системы индикаторов, применяемых для анализа состояния общехозяйственной конъюнктуры и ее краткосрочного прогнозирования. Очень важная сторона информационной деятельности государства в странах рыночного хозяйства - разработка средне - и долгосрочных прогнозов развития экономики, включая промышленность, страны и мировых рынков важнейших промышленных товаров.

3.Формирование технологической базы

Влиять на достижение динамичных конкурентных преимуществ государственной промышленной политики также можно воздействием на технологии, применяемые в промышленности страны, и соответственно на ее отраслевую структуру. Наиболее явно воздействие государства на технологическую структуру промышленного производства проявлялось при создании государственных промышленных предприятий и национализации целых отраслей промышленности. Вместе с тем исторический опыт рыночных экономик не дает оснований для однозначных и безоговорочных оценок роли государственного предпринимательства в развитии промышленного производства. Если допустить, что средствами государственной политики можно повысить национальный доход страны за счет ее конкурентов путем стимулирования технологий и отраслей, приносящих более высокую "ренту", чем приносят другие технологии и отрасли, то, очевидно, наличие такой возможности на протяжении продолжительного времени противоречит условиям функционирования системы конкурентных рынков и отраслей со свободным межстрановым и межотраслевым переливом капитала.

Создание государственных промышленных компаний - не единственный и в современных условиях далеко не самый оптимальный инструмент воздействия государства на технологическую структуру промышленности страны.

4. Кнут и пряник для инвестиций

Другой, не менее важной задачей макроэкономической политики государства в применении к проблемам модернизации промышленной структуры страны, является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса.

Активно используется следующие инструменты воздействия государства на динамику инвестиционного процесса:

  • государственные инвестиции, причем не только в инфраструктуру;
  • налоговые стимуляторы инвестиций;
  • сдерживание цен на оборудование посредством льготных таможенных пошлин на его импорт;
  • воздействие на процентные ставки и поддержание их на уровне ниже рыночного.

Очень важную роль в финансировании инвестиционных программ играет банковский кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.Доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления) и банковские кредиты. Важную роль в финансировании инвестиционых программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты.Воздействие государства на ценовые пропорции в целях стимулирования инвестиционного процесса не ограничивалось регулированием процентных ставок. Специалисты Всемирного банка указывают на то, что в указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного риска с фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.Вместе с тем возможности использования ценовых диспропорций, создаваемых государственным регулированием, в целях стимулирования инвестиционного процесса и экономического роста страны значительно сужаются по мере усиления ее вовлечения в мирохозяйственные связи.И еще об одном варианте стимулирования инвестиционной политики, направленной на развитие реального сектора экономики,— использование налоговой системы.Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, способные оказывать существенное воздействие на развитие промышленности страны.

Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т. е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство способно влиять на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, в части амортизации, государство способно воздействовать на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулировать инвестиционную деятельность фирм на приоритетных с точки зрения государства направлениях, влиять на региональное размещение промышленных инвестиций.

5.Проблемы государственной поддержки промышленности в России

Очевидно, что если основная цель осуществляемой в России экономической реформы - создание современного рыночного хозяйства, то Российское государство обязано выполнять перечисленные выше функции, свойственные всем странам рыночной экономики. Вместе с тем особенности сложившейся к настоящему времени ситуации в экономике нашей страны требуют, чтобы государство не ограничивалось только этими функциями.

Преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для коренных изменений его структуры невозможно без осмысленной и целенаправленной государственной промышленной политики, причем в наиболее благоприятном варианте эта политика должна служить инструментом реализации базирующейся на общественном консенсусе стратегии промышленного развития страны. Такая стратегия должна определяться с учетом уникальности современной ситуации в России. Эта уникальность обусловлена целым комплексом технологических и социально-политических факторов.

В социально-политическом плане современная ситуация в России определяется резкой дифференциацией доходов между незначительной по численности группой населения и основной его массой. За годы реформ в России не сложился средний класс, в отсутствии которого невозможно создание рыночной экономики массового потребления и адекватного ей устойчивого политического режима социал-демократической или либеральной ориентации.

Между тем до настоящего времени трансформация российской экономики происходит в отсутствии сколько-нибудь осмысленной стратегии промышленного развития страны. В странах демократической ориентации определение стратегии промышленного развития не является исключительно прерогативой центральных органов государственной власти. В этом деле предусматривается активное участие представителей промышленных деловых кругов, профсоюзов, независимых научно-исследовательских организаций, региональных органов власти. При этом центральные государственные структуры, выступая в качестве участника и координатора разработки стратегии промышленного развития страны, предлагают свои оценки перспектив развития мировой экономики и ее отдельных регионов (в первую очередь наиболее тесно связанных с промышленностью страны), мировых рынков важных промышленных товаров, научно-технического прогресса, экологической ситуации и т.д., формулируют свои представления о желательных направлениях промышленного развития страны.

Для такой работы создаются определенные организационные структуры, в которых происходит доскональное обсуждение проблем, имеющих отношение к разработке стратегии промышленного развития страны, включая проблемы отраслевого и регионального характера. Деятельность таких структур не только позволяет составить более полное и четкое представление о проблемах и перспективах развития промышленности страны, ее наиболее уязвимых местах, потенциальных источниках роста и конкурентных преимуществ, но создает предпосылки для формирования общественного согласия относительно видения будущего промышленности страны. Такое согласие служит, в частности, важным условием быстрого законодательного оформления мероприятий в области промышленной политики. Функцию лидера в создании и координации деятельности указанных структур должно выполнять авторитетное ведомство исполнительной власти, поэтому японский опыт заслуживает самого пристального изучения и использования.

Приходится констатировать, что в настоящее время в исполнительной власти России нет ведомства, способного по своему интеллектуальному потенциалу и авторитету взять на себя функции инициатора и координатора разработки стратегии промышленного развития страны. Выработку общественного консенсуса в отношении видения будущего России затрудняет и размытость ценностных установок основной части населения страны вследствие краха тоталитарного атеистического государства и негативных последствий осуществляемых в настоящее время реформ для большинства населения страны. Отдавая отчет в том, что разработка стратегии промышленного развития страны и адекватной ей государственной промышленной политики требует колоссальных коллективных усилий, отметим лишь некоторые контуры такой стратегии и политики.Стратегия промышленного развития страны предполагает определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе, основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления этих препятствий и достижения поставленных целей.К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России следует, как представляется, отнести сохранение и усовершенствование основных элементов инфраструктуры жизнеобеспечения, повышение качества жизни (физическое и психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание достаточного уровня обороноспособности страны.

Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и промышленного кризиса, без сколько-нибудь позитивных сдвигов в технологической структуре промышленного производства, все более углубляющемся разрыве между финансовой сферой и состоянием российской промышленности, усиливающемся дефиците инвестиционных ресурсов. Государственная промышленная политика России должна быть ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный характер, опираясь на видение желательного образа структуры промышленности в более или менее долгосрочной перспективе.Что касается технологической структуры российской промышленности, то она должно строиться на основе тщательной оценки имеющегося научного и технологического потенциала с учетом основных направлений мирового научно-технического прогресса и ряда факторов. Для этого надо определить: в каких технологиях, исходя из соображений национальной безопасности в ее различных аспектах, необходим собственный производственный потенциал и какого уровня должен он достигать; в каких технологиях Россия имеет шансы добиться прорыва и усиления своей конкурентоспособности; удовлетворение каких потребностей целесообразно за счет импорта промышленной продукции и технологий. Исходя из этого можно определить следующие направления деятельности государства в рамках промышленной политики. Необходима активная, координирующая деятельность государственных ведомств в области технологического прогнозирования и разработки комплекса критериев, на основе которых должны отбираться приоритетные для российской промышленности технологии.

Государство может способствовать повышению технологического потенциала российской промышленности, как создавая замкнутые, слабо доступные иностранной конкуренции системы “научные исследования и разработки — производство наукоемкой продукции в российских компаниях — крупномасштабные закупки этой продукции государством”, так и стимулируя приток иностранного капитала и технологий путем допуска иностранных компаний к производству наукоемкой продукции в стране и государственным закупкам этой продукции. Вероятнее всего, следует сочетать оба варианта в зависимости от состояния научного и технологического потенциала в конкретных областях науки и технологиях. Необходимо государственное финансирование фундаментальной науки и прикладных научных исследований для приоритетных технологий. При всей важности финансовой поддержки государством фундаментальной науки и наиболее приоритетных программ прикладных научных исследований важную позитивную роль может сыграть организационная деятельность государства по следующим направлениям:создание государственных структур, ориентированных на выявление потенциальных промышленных потребителей знаний, накопленных государственными научно-исследовательскими институтами и университетами; координационная деятельность государства по проведению НИОКР, в которых участвуют промышленные предприятия и университетские лаборатории, а также и государственные научно-исследовательские организации.

Обновление технологической структуры российской промышленности возможно лишь в условиях динамичного инвестиционного процесса, что в решающей степени зависит от налоговой, бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Из этого вытекает необходимость реформирования налоговой системы с акцентом на создание преференциальных условий для сбережений и накопления капитала, а также либерализация монетарной политики и создание условий для дополнительной эмиссии в промышленные инвестиции. В этой связи представляется необходимым создание государственных инвестиционных банков развития, без которых вряд ли возможен быстрый выход из глубокого инвестиционного кризиса. Реалистичная оценка возможностей рынка капитала как источника финансирования инвестиционных программ требует признать, что его роль в России на протяжении еще многих лет будет скорее всего в целом незначительной. Поэтому государство должно ориентироваться в первую очередь на создание условий, стимулирующих собственные источники накопления в промышленных структурах (в этом отношении важна амортизационная политика), и обеспечение этих структур долгосрочными кредитными ресурсами.

Критическая ситуация в российской промышленности с неплатежами диктует необходимость проведения активной политики государства и на микроэкономическом уровне, включающей:- выделение крупных промышленных предприятий и финансово-промышленных групп, способных в силу их технологического и управленческого потенциала и финансового состояния на роль лидеров; создание условий, облегчающих поглощение лидерами или взятие ими под контроль промышленных предприятий, обладающих технологическим потенциалом развития, но не располагающих финансовыми возможностями его реализации; ликвидация безнадежных во всех отношениях промышленных предприятий при одновременной переквалификации их персонала и в его трудоустройстве.

При всей важности активной политики государства по созданию конкурентной хозяйственной среды посредством приватизации, демонополизации, поддержки промышленного предпринимательства малых форм государство должно способствовать развитию сотрудничества как основных социальных групп, так и предприятий в рамках отраслей и их комплексов.

Развитие социального партнерства на уровне «государство - промышленные отраслевые ассоциации - профсоюзы» могло бы содействовать поддержанию макроэкономической стабилизации посредством проведения той или иной политики регулирования цен и доходов. При всех опасностях, которыми чревата картелизация промышленности, создание отраслевых ассоциаций промышленных предприятий типа картелей (на временной основе и при разработке четких критериев деятельности фирм, входящих в картели) могло бы способствовать стабилизации промышленного производства и модернизации его технологической базы.Важным направлением государственной промышленной политики в ближайшие годы должно стать смягчение негативных социальных последствий, вызванных изменениями в структуре промышленного производства. Очевидно, что эта проблема на протяжении ближайших лет будет особенно острой. Для ее смягчения государство обязано осуществить целый комплекс мероприятий, включающих широкую программу общественных работ (в частности, по модернизации инфраструктуры), программу по переквалификации рабочей силы и повышению ее мобильности, а также осуществить достаточную защиту от чрезмерной иностранной конкуренции отраслей, наиболее важных с точки зрения поддержания занятости. Наконец, необходимо существенно повысить эффективность управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности государства.

Заключение

В последние годы проблема государственного воздействия на промышленное развитие страны приобрела большую актуальность. В этой связи, государственная промышленная политика России, в настоящее время должна стать составной частью государственной экономической политики (ГЭП), во многом, обеспечивающей достижение ее целей. Поэтому, разработка и реализация ГПП, является важнейшей задачей государственного управления. Определение особенностей формирования и механизма реализации государственной промышленной политики является одной из важнейших теоретических, методологических и практических задач рыночных преобразований.

Степень разработанности проблемы. Одной из причин недоучета государственной промышленной политики в системе управления переходной экономикой.является слабость научной проработки весомости ГПП для экономики России.

Подытоживая все вышеизложенное, можно заключить, что на общей платформе потребности в осуществлении ПП поднялись и соперничают между собой множество доктрин. Все рассмотренные концепции различаются по способам реализации, по методам осуществления, по системе целей и ценностей. Необходимость целостной государственной промышленно-экономической стратегии очевидна и актуальна в течение всех лет радикальных экономических реформ. За ПП выступают почти все здравомыслящие и национально-ориентированные группы общества. Против ПП - только верхушка космополитического капитала в крупнейших отечественных сырьевых компаниях и обслуживающая их интересы правящая бюрократия. Очевидно, что отсутствие ПП в условиях стремительной деградации промышленной базы и социальных условий жизни страны – это нонсенс, объясняемый сплоченностью и организованностью её противников при разобщенности её сторонников. Главным субъектом ПП всегда является государство в лице совокупности институтов экономической власти, задающих «правила игры» в промышленную стратегию, и отбирающих победителей и проигравших т.е. частично заменяя функции рыночной конкуренции, что всегда так боятся либералы. К тому же доморощенные интерпретаторы идей Хайека-Мизеса столь очевидно завязаны на интересы энерго-сырьевых компаний, встроенных в глобальный рынок данной продукции, что любые разговоры о ПП воспринимаются ими совершенно «правильно», поскольку в современных российских условиях, это означает неизбежное перераспределение доходов от транснациональных «сырьевиков» в пользу национальных «промышленников» с помощью экономической власти государства. Поэтому всё, что либералы требуют от государства – это сохранение и укрепление «конкурентного» режима в экономике, «забывая», что наиболее вольготно в условиях такой «конкуренции» чувствуют себя энерго-сырьевые монополии, дешево скупающие все необходимые ресурсы внутри страны (включая рабочую силу и государственную поддержку в виде, например, пресловутого НДПИ, создавшего невиданные возможности ухода от налогообложения дифференциальной ренты) и дорого продающие готовую продукцию как на мировом, так и на внутреннем рынке. Суперприбыли оседают в оффшорных зонах и западных банках.

Вопросы ПП – это настоящие политико-экономические вопросы теории и практики реформ, ибо они затрагивают коренные экономические интересы основных слоев общества. Они рассматривают глубинные вопросы создания, распределения и присвоения общественного богатства. И пока экономическая власть находится в руках «транснационалов» государство будет старательно обходить вопросы промышленной стратегии, заменяя её такими «важными» реформами как монетизация льгот, коммерциализация науки и образования, бесконечные перетряски аппарата управления, и пр.


Литература

  1. Зевин Л.З. «Экономические структуры разного уровня в глобальных процессах: особенности взаимодействия. Научный доклад ИМЭПИ РАН. - М: ЭПИКОН, 2009 г. С.8-9.
  2. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Пробл. теории и практики управл. - 2011- N 1. - С.8-21.
  3. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. - 2009- N 8. - С.28-64.
  4. Промышленные ведомости №8-9(19-20) апрель 2010 года
  5. Завадников В. Промышленная политика в России / В.Завадников, Ю.Кузнецов // Экон. политика. - 2011. - N 3. - С.5-17.
  6. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках // ЭКО. - 2012. - N 3. - С.42-60.
  7. Иванов В.С. Рациональное управление территорией как фактор развития промышленной политики // Микроэкономика. - 2009. - N 5. - С.124-127.
  8. Абрамов М. О промышленной политике и налоговом регулировании // Свободная мысль. - 2009. - N 1. - С.101-116.
  9. Абрамов М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование // ЭКО. - 2009. - N 1. - С.165-173.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17025. Промышленная политика в условиях ресурсного проклятия: между Сциллой и Харибдой 12.66 KB
Это связано с тем что данные страны в основном импортируют готовую продукцию цены на которую в долгосрочном периоде растут быстрее чем цены на сырье. Однако масштабное исследование по 25 видам первичной продукции на временном промежутке доходящем более чем 350 лет для некоторых из них показало что данный тезис верен не для всех видов сырья и не на всех всех временных периодах3. При увеличении притока иностранной валюты связанного с благоприятной внешней конъюнктурой Центральный Банк вынужден скупать излишки этой валюты чтобы удержать...
3217. Государственная миграционная политика РФ 61.76 KB
Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции.
3882. Государственная политика в области борьбы с коррупцией 45.75 KB
Проблема коррупции неоднократно определялась руководителями государства, как системная проблема. Системная коррупция – это признание того факта, что коррупция не просто распространена, но и воспроизводится в различных звеньях государственного аппарата и общества.
13085. Государственная политика в области иммунопрофилактики инфекционных болезней 19.55 KB
Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Иммунопрофилактика – система мероприятий осуществляемых в целях предупреждения ограничения распространения и ликвидации инфекций путем профилактических прививок. прививок – нормативноправовой акт устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам проф. прививок.
21061. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РФ) 89.33 KB
А так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения происходящие в обществе ей необходима социальная защита со стороны государственных органов занимающихся вопросами связанными с такими группами людей как молодые семьи. История не знает государств городов крупных исторических периодов которые обходились бы без семьи. Культуру людей нельзя представить без семьи любви детей супружеских и родственных отношений. Семейная политика большинства цивилизованных государств одной из главных задач считает...
12288. Молодежная государственная политика на примере Управления по делам молодежи Кировской области 146.28 KB
Организационноправовая характеристика Управления по делам молодежи Кировской области. Оптимизация деятельности Управления по делам молодежи. Требуют разработки и реализации эффективные методы работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по раскрытию потенциала современной молодежи и его использованию в инновационных интересах государства.
7338. Государственная политика и регулирование инновационной деятельности в современных условиях развития Республики Беларусь 50.95 KB
Ключевые понятия: инновационная стратегия приоритетные направления в инновационной политике факторы экономического роста правовые основы и органы государственного регулирования инновационной деятельностью формирование экономики знаний. Целями инновационной политики являются увеличение вклада науки в развитие экономики страны обеспечение прогрессивных преобразований в структуре национального хозяйства и производства повышение конкурентоспособности национального хозяйства на мировом рынке улучшение экологической...
21062. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) 1.17 MB
На современном этапе молодежь является одной из наиболее широко изучаемых категорий населения. Однако в последние годы все острее ощущается потребность, как науки, так и практики в более глубоком анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия общественных связей и проявлений молодого поколения, т.е. его развития, взаимодействия молодежи и общества. Это связано с наличием серьезной социальной проблемы, выражающейся в противоречии между
6298. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 29.88 KB
Содержание и направление финансовой политики. Основные направления современной финансовой политики РФ. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовой регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного...
17301. Государственная служба 41.75 KB
Главная функция как государственной службы так и муниципальной службы - служить обществу ради этого она и создается обеспечивать устойчивую связь государства и общества государства и его граждан в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы расширять условия для создания гражданского общества мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы максимально делегировать функции управления общественным институтам гражданам словом развивать и...

Государственная промышленная политика является одной из наиболее дискутируемых концепций в отечественной экономической литературе. Дискуссии ведутся как по поводу содержанию понятия промышленная политика, так и по направлениям реализации промышленной политики в России.

Термин «промышленная политика» вошел в российскую экономическую литературу в начале 1990-х годов и был заимствован из западной экономической литературы, оригинальным названием является «industrial policy» 2 . Заимствование концепции промышленной политики разрозненными специалистами привело к тому, что в отечественной литературе появились различные трактовки содержания промышленной политики 3 .

В отечественной литературе наряду с термином «промышленная политика» используется также термин «структурная политика», оставшийся с времен государственно-плановой концепции, зачастую этим двум терминам придается синонимичное значение. В западной же литературе под структурной политикой понимаются институциональные преобразования, такие как приватизация, реформа монополий, содействие развитию малого и среднего предпринимательства и др.

Эволюция взглядов и необходимость единой терминологии привели к следующей трактовке промышленной политики.

Промышленная политика определяется как комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и производств.

Другое определение промышленной политики дано Л.И. Абалкиным.

Промышленная политика – это система мер, направленных на прогрессивные изменения в структуре промышленного производства в соответствии с выбранными национальными целями и приоритетами. Центральным вопросом и предметом промышленной политики являются межотраслевые пропорции и структурные сдвиги в промышленности, а не вопросы развития промышленности вообще и, скажем, внутриотраслевой конкуренции.

Наконец, определение промышленной политики, данное специалистами МЭРТ РФ, промышленная политика – это комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика является необходимым дополнением к структурной политике, направленной на рост общественного благосостояния. При выработке промышленной политики важным является определение целей и приоритетов, устанавливаемых исходя из стратегических ориентиров производственной и коммерческой деятельности экономических субъектов и социальной деятельности государства.

Как следует из данных определений, проведение промышленной политики предполагает наличие четких государственных приоритетов в отношении отраслей национальной экономики. Целью промышленной политики является изменение сложившейся отраслевой структуры национальной экономики, увеличение доли приоритетных отраслей в созданном национальном продукте.

Промышленная политика преследует иные цели, чем отраслевая. Если отраслевая политика преследует цель повышения народнохозяйственной эффективности отрасли и реализуется преимущественно через краткосрочные меры, то промышленная политика преследует цель повышения эффективности национальной экономики в целом, устраняя межотраслевые проблемы и обеспечивая прогрессивные изменения в структуре производства общественного продукта, что требует долгосрочного горизонта принятия решений.

В числе основных инструментов промышленной политики государства можно выделить следующие:

1) инструменты бюджетной политики: предоставление различного рода дотаций и кредитов из средств государственного бюджета, осуществление государственной инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики с целью развития производственной базы, инфраструктурных объектов, формирования полюсов роста и т.д.

2) инструменты налоговой политики: введение различного режима налогообложения в зависимости от отрасли, предоставление льгот по налогообложению в приоритетных отраслях, ускоренный порядок амортизации. Применение различного режима налогообложения в разных отраслях и регионах может оказывать значительную стимулирующую функцию, изменяя издержки и отраслевую рентабельность производства, что, в свою очередь, оказывает влияние на отраслевую структуру инвестиций в основной капитал, перенаправляя инвестиции в приоритетные отрасли национальной экономики и увеличивая их конкурентоспособность.

3) инструменты денежно-кредитной политики, направленные на регулирование уровня монетизации экономики, объемов сбережений и кредитования в национальной экономике, а также на валютный курс национальной валюты: учетная ставка, операции на открытом рынке, норма обязательного резервирования.

4) инструменты институциональной политики: совершенствование отношений собственности; стимулирование перехода предприятий на более эффективные формы организации бизнеса; смена отношений собственности приватизация и национализация; лицензирование; законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов, рыночной инфраструктуры.

5) инструменты внешнеэкономической политики: стимулирование экспорта (экспортные кредиты и гарантии, таможенные и налоговые льготы, субсидии), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях и заключение таможенных союзов.

6) инструменты инвестиционной политики: создание благоприятного инвестиционного климата и содействие привлечению инвестиций в те отрасли, развитие которых является приоритетным для государства;

7) подготовка и переподготовка специалистов для приоритетных отраслей.

Таким образом, осуществление промышленной политики предполагает значительное вмешательство государства в функционирование экономической системы. Отсюда возникает вопрос об оправданности ее проведения, особенно в рамках господствующей в настоящее время либерально-рыночной экономической концепции (неоклассической теории) и оценке ее эффективности.

В рамках неоклассической теории промышленная политика рассматривается как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее эффективному (оптимальному) распределению ресурсов. Согласно этой точки зрения, государство не в состоянии определить истинные точки роста, поэтому любые приоритеты государства в отношении секторов и отраслей будут вести к снижению общей экономической эффективности.

В соответствии с либерально-рыночной концепцией можно привести следующие основные аргументы против проведения промышленной политики.

    Промышленная политика искажает рыночные сигналы и, соответственно, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, что ведет к появлению более существенных дисбалансов.

    Возможность установления государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может привести к лоббированию и коррупции, в результате чего приоритеты получат неэффективные отрасли.

    Государство не может безошибочно определить приоритеты промышленной политики на долгосрочной перспективе. Опыт большинства стран показывает неэффективность инструментов промышленной политики в долгосрочном плане.

    Структура современной экономики, характеризующаяся преобладанием крупных диверсифицированных компаний, снижает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов.

Возникает вопрос, что оправдывает государственное вмешательство в естественное развитие национальной экономики.

Аргументами в пользу промышленной политики являются.

    Рынок эффективен только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация крупных структурных дисбалансов требует вмешательства государства.

    Рыночные субъекты при принятии решений руководствуются, как правило, краткосрочными целями, что может приводить к отклонению от долгосрочного оптимума.

    Действие рыночного механизма может приводить к высоким социальным и политическим издержкам общества.

    Зарождающиеся отрасли в период становления могут оказаться неконкурентоспособными из-за неблагоприятных начальных условий.

Таким образом, возникает вопрос оценки эффективности промышленной политики. В каких условиях она будет способствовать повышению общественного благосостояния, а в каких нет.

Можно привести следующие основные цели проведения промышленной политики:

1) обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от внешних факторов;

2) решение социальных проблем и обеспечение занятости;

3) обеспечение конкурентных преимуществ отдельных отраслей;

4) стимулирование инвестиционной активности в целевых отраслях за счет обеспечения благоприятных условий функционирования, особенно в отраслях дающих большой косвенный эффект на развитие национальной экономики; и т.д.

Промышленная политика, как правило, предполагает создание более благоприятных условий развития приоритетных отраслей и сдерживания роста в некоторых других отраслях народного хозяйства.

Следовательно, в качестве критерия оценки эффективности промышленной политики можно использовать чистый выигрыш национальной экономики от ускорения темпов развития одних отраслей и замедления темпов развития других. Однако возникают серьезные методические трудности, связанные с измерением данного показателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение промышленной политики оправдано в условиях серьезного структурного дисбаланса экономики, который не может быть ликвидирован только под воздействием рыночного механизма, что обусловливает необходимость государственного вмешательства.

Можно выделить следующие уровни промышленной политики:

1. Уровень государственной промышленной политики. На этом уровне происходит формирование и обеспечивается реализация мероприятий по макроструктурным преобразованиям, по созданию благоприятных условий для таких преобразований и по адаптации или нейтрализации их неблагоприятных последствий.

2. Отраслевой (секторный) уровень промышленной политики определяет конкретные цели и мероприятия государства в отношении определенной отрасли в широком или узком плане.

3. Региональный уровень промышленной политики определяет цели и мероприятия государства в отношении промышленного развития отдельных регионов.

В связи с тем, что промышленная политика затрагивает вопросы функционирования всего народного хозяйства, для принятия решений относительно выбора целей и приоритетов промышленной политики необходим тщательный анализ состояния национальной экономики и определение долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства. В этой связи в экономической литературе принято выделять следующие три типа промышленной политики:

1) внутренне-ориентированная (импортозамещение);

2) экспортно-ориентированная;

3) инновационно-ориентированная (как частный случай, ресурсосберегающая).

Внутренне-ориентированная промышленная политика

Модель импортозамещения основана на стратегии обеспечения внутреннего спроса за счет развития национального производства. Важной составляющей политики импортозамещения выступает протекционистская политика со стороны государства, поддержание низкого курса национальной валюты и стимулирование производства продукции, замещающей импортные аналоги.

Основными положительными результатами применения внутренне-ориентированной промышленной политики являются:

Улучшение структуры платежного баланса;

Обеспечение занятости и, как следствие, рост внутреннего платежеспособного спроса;

Уменьшение зависимости экономики от внешнего мира;

Развитие фондосоздающих отраслей в связи с ростом спроса на здания, сооружения, машины и оборудование.

Негативные результаты реализации импортозамещения могут быть связаны со следующими процессами:

Ослабление действия международной конкуренции на внутреннем рынке страны и, как следствие, технологическое отставание национальной экономики от развитых стран;

Созданию излишне благоприятных условий для внутренних производителей, что, в свою очередь, может привести к ослаблению их конкурентоспособности;

Неэффективному управлению на микроуровне;

Насыщение внутреннего рынка менее качественной отечественной продукцией, обусловленное протекционистскими мерами государства, ограничивающими доступ на рынок качественной импортной продукции.

Примерами реализации внутренне-ориентированной промышленной политики (импортозамещения) являются Индия (1960-1980-е гг.), Франция (1950-1970-е гг.), Япония (после второй мировой войны) и Китай (1970-1980-е гг.), СССР, КНДР.

Экспортоориентированная промышленная политика

Главной задачей экспортоориентированной промышленной политики является содействие развитию экспортных отраслей, продукция которых является конкурентоспособной на международном рынке. В числе инструментов, используемых государством при реализации данного типа промышленной политики можно выделить:

Установление налоговых и таможенных льгот для предприятий-экспортеров, предоставление им льготных кредитов;

Проведение политики слабого валютного курса национальной валюты;

Меры по созданию благоприятных условий для развития экспортоориентированных и смежных с ними отраслей;

Развитие экспортной инфраструктуры;

Упрощение таможенного режима.

Основными достоинствами экспортоориентированной модели являются:

Усиление интеграционных связей национальной экономики с мировым хозяйством и, соответственно, доступ к технологиям и ресурсам;

Развитие конкурентоспособных отраслей, что обеспечивает мультипликативный эффект развития народного хозяйства в целом, как по цепочке межотраслевых связей, так и за счет роста платежеспособного спроса со стороны населения, занятого в этих отраслях;

Приток валютных ресурсов в страну за счет роста экспорта;

Привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.

Наиболее успешными примерами реализации экспортоориентированной модели развития являются Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (1960-1980-е гг.), Чили, Китай (1980-1990-е гг.) и Индия (1990-е гг.), в широком понимании промышленной политики (как структурной политики) сюда можно отнести аграрную политику США.

Вместе с тем есть и неудачные попытки проведения подобной модели промышленной политики. В первую очередь, это Мексика, Венесуэла и ряд других стран Латинской Америки (1980-е гг.).

Несмотря на значительные выгоды, которые может получить общество от реализации экспортоориентированной промышленной политики, при некоторых условиях она может привести к негативным последствиям.

Например, в случае, когда экспортоориентированный рост реализуется за счет сырьевого сектора национальной экономики, что может быть продиктовано, например, политическими или финансовыми причинами, могут происходить следующие негативные процессы:

Углубление сырьевой ориентации экономики;

Рост коррупции в органах государственного управления, ответственных за регулирование внешнеторговых операций;

Отток трудовых и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности в добывающую, что негативно сказывается на долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики (например, Венесуэла);

Снижение инновационной активности, в связи с ослаблением обрабатывающей промышленности («голландская болезнь»);

Стагнация в обрабатывающей промышленности приводит к необходимости импорта нового оборудования и другой высокотехнологичной продукции из-за рубежа, ставя страну в зависимость от иностранных производителей (подобные процессы в настоящее время происходят в России).

Необходимо отметить, что экспорт сырья может служить источником экономического роста лишь в краткосрочной перспективе. Долгосрочные перспективы развития национальной экономики при экспортосырьевой ориентации сомнительны.

Однако негативные последствия реализации экспортоориентированной модели возникают не только в случае ориентации на экспорт сырья, примером может выступать Мексика, где ориентация экономики страны на экспорт продукции высокой степени обработки, предполагала использование при ее производстве значительной доли импортных комплектующих, что поставило экономику данной страны в зависимость от внешних поставщиков. Когда же стоимость рабочей силы в Мексике возросла, продукция, собираемая в Мексике, перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке.

Практика показывает, что провалы в реализации экспортоориентированной промышленной политики были связаны преимущественно со снижением диверсификации национальной экономики и усиления роли отраслей, зависящих от конъюнктуры мирового рынка, что при ухудшении конъюнктуры на мировом рынке экспортируемой продукции приводило к кризисному состоянию.

При выборе данного типа промышленной политики необходимо учитывать масштабы страны, уровень научно-технологического развития, обеспеченность производственными ресурсами. В этой связи возникает два вида экспортной ориентации.

Первый вид обусловлен незначительностью размеров национальной экономики и относительно простой структурой экономики, что приводит к относительной невыгодности развития импортозамещения в силу ограниченного внутреннего спроса. В качестве примера можно привести Сингапур.

Второй вид вызван наличием у страны значительного конкурентного преимущества перед другими странами. Примером может служить Китайская народная республика, обладающая огромным резервом дешевой рабочей силы, что в условиях насыщенного внутреннего рынка вынуждает искать новые рынки сбыта за рубежом. Вместе с тем преимущественно экстенсивные методы расширения производства значительно снижают возможности развития наукоемкого производства.

Итак, основные плюсы экспортоориентированной промышленной политики – это международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, углубление интеграции в международное разделение труда. Однако стоит опасаться уменьшения диверсификации экспорта, которое усиливает зависимость национальной экономики от внешней конъюнктуры.

Инновационно-ориентированная промышленная политика

Данный тип промышленной политики принципиально отличается от описанных выше. Основной задачей при реализации этой политики является активизация инновационной деятельности и внедрения новых технологий на отечественных предприятиях.

Учитывая, что инновационная деятельность имеет значительный лаг между вложением средств в инновационный проект и его окупаемостью (период окупаемости) и большой риск невозврата вложений, выгодные с точки зрения общества инвестиционные решения на уровне хозяйствующих субъектов могут приниматься не всегда, так как в их поведении преобладают краткосрочные цели.

Многочисленными исследователями отмечается, что чем выше уровень конкуренции (меньше уровень концентрации) в отрасли, тем меньше склонность фирм осуществлять вложения в инновационное развитие, а основным источником финансирования инновационной деятельности является экономическая прибыль, получаемая фирмами, обладающими монопольной властью на рынке. Поэтому государство должно стимулировать данный вид деятельности и направлять его в нужное русло особенно в случае отраслей с низким уровнем концентрации.

Положительными моментами применения инновационной типа развития является:

Ускорение научно-технического прогресса;

Увеличение конкурентоспособности продукции на международном и внутреннем рынке;

Возрастающий спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что стимулирует население получать качественное образование;

Стабильность платежного баланса и курса национальной валюты, обеспечиваемые высокой конкурентоспособностью продукции.

Интенсивное развитие фондосоздающих отраслей, главным образом, машиностроения, а также отраслей с высокой степенью обработки продукции, являющихся основой для экономики любой промышленно развитой страны.

Несмотря на большую привлекательность, инновационно-ориентированная промышленная политика не так часто применялась в мировой практике, это обусловлено рядом трудностей, связанных с ее реализацией:

1) необходимость привлечения значительных инвестиций в развитие инфраструктуры НИОКР и обновление основных производственных фондов промышленности, что, как правило, требует привлечения значительных внешних заимствований;

2) финансовая уязвимость национальных предприятий на первоначальном этапе приводит к необходимости применения протекционистских мер и нерыночных методов стимулирования НИОКР, что нередко встречает сопротивление на государственном уровне;

3) национальные учебные и профессиональные заведения, как правило, оказываются не в состоянии удовлетворить растущую потребность в высококвалифицированной рабочей силе, поэтому реализация данного типа развития должна сопровождаться реализацией различных программ по росту образовательного уровня населения, а также увеличению качества образования.

Учитывая высокую капиталоемкость модели инновационного модели, она, как правило, применяется селективно в наиболее конкурентоспособных отраслях. Однако общий эффект от применения данной модели распространяется на все отрасли национальной экономики.

В качестве примеров реализации модели инновационного развития можно привести такие страны, как Япония (1970-1990-е гг.), Южная Корея (1980-1990-е гг.), США, страны Европейского союза.

Отметим, что применение того или иного типа промышленной политики приводит к перераспределению факторов производства в приоритетные отрасли экономики что сокращает возможности для развития других отраслей. По этой причине примеры применения смешанных типов промышленной политики очень редки.

Промышленная политика имеет динамический аспект, и после достижения установленных ею целей, ее приоритеты должны корректироваться в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования и сложившейся структурой экономики. По этой причине практически в любой развитой стране реализовывались в том или ином виде все три выделенных типа промышленной политики.

На основе анализа мирового опыта проведения структурных преобразований можно выделить следующую оптимальную для общества стратегию реализации промышленной политики.

Поэтому необходимо учитывать динамический характер промышленной политики – со временем необходимость стимулирования развития выбранных отраслей пропадает, возникает необходимость стимулирования других отраслей.

В зависимости от выбранной стратегии промышленной политики должна определяться отраслевая политика государства в каждой конкретной отрасли промышленности.

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.

ВВЕДЕНИЕ. 1-4

Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12

Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28

Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики

России. 28-35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ. 1-4

Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи 5-12

Глава 2. Направления промышленной политики и инструменты. Принципы промышленной политики. 13-28

Глава3. Общенациональные задачи промышленной политики

России. 28-35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36-37

ВВЕДЕНИЕ.

Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

В данной концепции промышленной политики ее объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель и т.д.). Этот подход отличается от традиционного понимания промышленной политики, в соответствии с которым ее объектом обычно считаются крупные производственно- технологические комплексы, гигантские корпорации или отрасли, обычно состоящие из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены – развитие новых производственных технологий, финансовых инструментов, организационных структур, глобализация производства, торговли и финансов, повышение роли знаний, информации и технологии в производственных процессах и др. – все это делает традиционное представление об объекте промышленной политики ограниченным и неадекватным.

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами. Промышленная политика – атрибут именно государства современного типа и как таковая не свойственна иным типам политической организации (таким, как племена, феодальные иерархии, доиндустриальные империи, «несостоявшиеся государства» (failed states) и т.д.).

К началу 1990-х гг. в Европе и США государство стало отказываться от прямого управления инженерными инфраструктурами, приватизировать электроэнергетику, транспорт и связь, передавать в концессию коммунальные инфраструктуры.

Таким образом, в конце ХХ века возникло стойкое убеждение, что промышленная политика в своем изначальном смысле себя практически исчерпала. «Жесткая» промполитика сменилась «мягкой» (либеральной). Ее целью стало обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в условиях открытого рынка, а в качестве главного инструмента был использован комплекс институциональных и финансово-регулирующих мер, косвенно влияющих на технико-технологическое развитие экономики, и буквально «растворяющихся» в общей макроэкономической политике.

Тот факт, что в России в начале XXI века в публичном пространстве различные представители деловой и политической элиты предъявили к государству запрос на промышленную политику, причем нередко в форматах XIX – первой половины ХХ веков, свидетельствует о глубочайшем кризисе концептуального видения того, как должна быть устроена экономика.

На первый взгляд, необходимость активной промполитики в Российской Федерации обусловливается тем, что в отличие от других экономически-развитых стран, переживших первичную индустриализацию, Россия не имеет структур, способных заместить государство как субъекта принятия масштабных технико-технологических решений. В свою очередь, отдать национальное промышленное развитие на откуп операторам глобальной экономики – нерезидентам (транснациональным корпорациям, наднациональным публично-правовым институтам) – не позволяет представление о России как о самостоятельном субъекте истории, имеющем собственное предназначение, и потому хранящем свою военно-политическую и экономическую независимость. Поэтому столь велика заинтересованность многих лиц в том, чтобы вернуть государственным органам функцию главного в обществе инженера-проектировщика и «сборщика» промышленности.

Но это только на первый взгляд. В действительности, в РФ пять разных политических и экономических сил предъявляют запрос на пять разных версий промышленной политики.

Во-первых , построенные еще в советское время промышленные предприятия и сформированные на их базе отрасли промышленности предлагают государству накрыть их «протекционистским зонтиком», переориентировать на импортозамещение, защитив от зарубежной конкуренции таможенными барьерами и поддержав экспорт субсидированием и низкими тарифами на услуги и продукцию естественных монополий.

Во-вторых , особый запрос на государственную промполитику предъявляют крупные российские интегрированные бизнес-группы (ИБГ), успешно адаптирующиеся к условиям работы в открытом рынке и имеющие, как правило, сырьевую специализацию. Данные компании сталкиваются с предельными нагрузками на инфраструктурное хозяйство страны, с изъятиями в бюджет значительной доли природно-сырьевой ренты и невозможностью разделить бюджетное бремя с другими налогоплательщиками. Поэтому ИБГ предъявляют требование к государству о создании для них преференций как для ведущего сектора экономики – «национальных чемпионов».

В-третьих , органы власти старопромышленных регионов, имея в качестве экономической базы устаревшую индустрию, не располагая альтернативным предложением трудоустройства занятых в ней людей, вынуждена формулировать и реализовывать собственную «промышленную политику». Регионы хотели бы разделить ответственность (а главное – финансирование!) за эту политику с федеральным центром, требуя от него самоопределения не столько в отношении отдельных отраслей, технологий или предприятий, сколько территориально- производственных комплексов.

В-четвертых , весьма влиятельно в России так называемое «технологическое лобби», выступающее за государственный протекционизм инновационным разработкам и внедрению новых технологий. Оно, озабоченное утратой своих позиций как разработчика и продавца технологий требует технологического протекционизма, преференций для российских НИОКР.

В-пятых , особую группу агентов, заинтересованных в определении государственной позиции по отношению к национальной промышленности составляют представители того сектора российской экономики, который вполне адаптировался жизни в глобальном рынке. Они настаивают на отказе от «жесткой» промышленной политики и на переходе к преимущественно косвенному государственному управлению экономикой при помощи институциональных (регулятивных) мер. Это - не столько выступления против технологической политики государства, сколько против ее выделения из общеэкономической.

Однако следует учесть, что основным противоречием, проблематизирующим возможность самостоятельной государственной промышленной политики в России в настоящий момент, является противоречие между локальным характером большинства российских промышленных предприятий и глобальной экономикой, в которую они уже помещены. Со времен дефолта 1998 года слабый рубль создавал для российской индустрии преференции, позволившие ей вновь вернуть себе (хоть и не полностью) национальный рынок и облегчить продвижение отдельных видов своей продукции на мировом. Старая промышленность, рассчитанная на замкнутость и внутреннюю сбалансированность экономики, ожила, восстановила внутренние связи и востребовала ресурсы. Однако, сейчас резервы роста российской промышленности, обеспечивавшиеся слабым рублем и низкими по сравнению с мировыми внутренними ценами на отдельные виды ресурсов (сырье, услуги транспорта и энергетики, рабочая сила и пр.) оказались фактически исчерпанными. Дальше экономический подъем должны обеспечивать новые факторы, связанные с интеграцией российской экономики в мировую.

Можно предположить, что в ближайшей перспективе главной задачей российской промышленности будет встраивание в мировой рынок. Всю совокупность экономических агентов, с этой точки зрения целесообразно разбить не на сырьевой и не-сырьевой или рыночный и не-рыночный сектора, а на сферы, адаптированные и не-адаптированные к глобальному рынку. Исходя из этого, и необходимо определить новые принципы российской промышленной политики. Последняя должна стать политикой, ориентированной не только на внутренние проблемы России, но и сдвиг в развитии глобальной экономики.

Снижение опасности военных конфликтов в мире создало условия для развертывания единого экономического пространства, а новые коммуникационные технологии облегчили его организационное застраивание новыми производственными, торговыми и финансовыми структурами. При этом глобализация финансов и торговли значительно опередила так называемое «материальное» производство, скованное длительным процессом смены основных фондов. К тому же освоение новых технологий потребовало обладающих новыми ключевыми квалификациями работников, которые не могли быть подготовлены мгновенно.

Критическая для старой индустрии ситуация усугубилась еще и тем, что локальные рынки стали сокращаться не только благодаря беспрецедентному росту масштабов и оперативности дистрибуции, но и из-за общемировой универсализации потребления. В низких ценовых сегментах и на рынках товаров массового производства национальная индустрия вынуждена конкурировать с самым эффективным производителем мира, продающим свою продукцию дешевле всех. А в высших ценовых сегментах, где потребление давно уже стало символическим, нацеленным на знаки и мифы современных обществ, приходится конкурировать с самыми дорогими мировыми брэндами – воплощением данных символов.

Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи

Промышленной является общегосударственная политика программно-целевого регулирования процесса организационной, структурной и технологической модернизации индустриального воспроизводства ради последовательного приращения выпуска наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости и увеличения покупательной способности занятых, всего населения страны.

Понятие промышленной политики имеет в России и свою историю, и свою специфику, поэтому вызывает полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи, что вызывало негативное отношение даже к самому термину.

Основным способом ее реализации является программно-целевое регулирование, с использованием стратегического прогнозирования, структурно-технологического планирования и системы функционально специализированных органов, или институтов государства. По достижении поставленной цели и выдвижении новой система институтов подлежит трансформации, в процессе которой внутри государства происходят перегруппировка и перераспределение функций и полномочий между соответствующими направлениями и приоритетами. Создание гибких, программно-целевых институтов реализации общегосударственной промышленной политики представляется делом особой важности.

Россия в силу целого ряда причин позже других индустриально-развитых интегрируется в открытый мировой рынок. Рассогласование темпов включения в глобальную экономику российской индустрии, систем обращения, потребления и оборота финансов для Российской Федерации приобретают куда более драматический характер, чем для стран-«пионеров» глобализации. Больше всего в этой ситуации страдает старая индустрия и старопромышленные регионы, вынужденные оплачивать интеграцию в глобальный рынок по самым высоким ставкам.

Интеграция российской промышленности в глобальную экономику не происходит одномоментно и не является фронтальным наступлением на мировой рынок всех отраслей и предприятий национальной индустрии. Промышленность России, ранее собранная в технологически единый комплекс, по пути в глобальный рынок растянулась в длинную вереницу предприятий, решающих подчас несопоставимые производственно- технологические, торгово-сбытовые и финансово-управленческие задачи. Внутренне расслоились и старые территориально- производственные комплексы.

Тем не менее глобализация заложила основные тренды трансформации российской промышленности:

1. Освоение новых форматов торговли. Учитывая, что в современной экономике торговля управляет производством, в России следует ожидать взрывного роста торговых сетей, развития новых форм проникновения на рынки (Интернет-торговля, каталожная торговля, франшиза и т.п.). Все это потребует развития промдизайна, брэндинга, качественного изменения информационной среды на рынке.

2. Достижение российским бизнесов размеров, сомасштабных глобальному рынку. Решая данную задачу, российские промышленные предприятия не обязательно должны будут влиться в разного рода холдинги, вертикально-интегрированные компании. Они могут консолидироваться на основе сетевого принципа как своего рода метакорпорации поставщиков и субподрядчиков, а также конкурентов внутри однородных кластеров.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-1.jpg" alt=">Презентация на тему: Особенности государственного регулирования развития материального производства { "> Презентация на тему: Особенности государственного регулирования развития материального производства { Выполнили студенты: Саая Б. , Сымбелов С. , Кунгаа А. Проверил (а): Бадмаева Д. Б

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-2.jpg" alt="> План: 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; 2."> План: 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; 2. Особенности современного госзаказа, его содержания; 3. Государственная промышленная политика, ее концепции; 4. Государственное регулирование агропромышленного комплекса.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-3.jpg" alt="> Государственное регулирование развития материальной сферы актуально во все времена, оно составляет основу"> Государственное регулирование развития материальной сферы актуально во все времена, оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы - здравоохранение, образования и т. д. Чем выше эффективнее функционирует материальное производство, тем выше уровень развития экономики и тем больше национальный доход. Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-4.jpg" alt="> 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; "> 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального производства включены 14 крупных отраслей: промышленность; ·сельское хозяйство; ·лесное хозяйство; ·грузовой транспорт; ·связь по обслуживанию производства; ·строительство; ·торговля и общественное питание; ·материально-техническое обеспечение и сбыт; ·заготовка продукции; ·информационно-вычислительное обслуживание; ·операции с недвижимым имуществом; ·коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; ·геология и разведка недр; ·геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-5.jpg" alt="> Задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного"> Задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве Основными задачами государственного регулирования материального производства современной России являются: стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства; ·прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств, восстановления позиций машиностроительного комплекса ·техническое перевооружение отраслей материального производства; ·взаимовыгодная интеграция в мировую экономику; ·ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности; ·повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; ·рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны; ·обеспечение экологической безопасности производства.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-6.jpg" alt="> 2. Госзаказ. Государственный заказ отличается прежде всего"> 2. Госзаказ. Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств". При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-7.jpg" alt="> Государственный заказ обеспечивает: -Потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых"> Государственный заказ обеспечивает: -Потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ (в которых участвует РФ); -Потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ (для реализации региональных целевых программ); -потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-8.jpg" alt="> 3. Государственная промышленная политика, ее концепции; Промышленная политика -"> 3. Государственная промышленная политика, ее концепции; Промышленная политика - это совокупность действий государства, оказываемых влияние на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-9.jpg" alt=">Субъектом Объектом промышленной политики является государство производитель товаров "> Субъектом Объектом промышленной политики является государство производитель товаров и услуг на территории данного государства

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-10.jpg" alt=">Целями промышленной политики являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности"> Целями промышленной политики являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещение и повышение конкурентоспособности промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, на мировом рынке, а также обеспечение на этой основе безопасности Российской Федерации в экономической и технологической сферах.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-11.jpg" alt="> Инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в"> Инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем: - собственник (или совладелец); - поставщик (продавец) факторов производства; - потребитель произведенной продукции; - получатель налоговых платежей; - регулятор рынков факторов производства и конечной продукции; - регулятор деятельности производителя; - арбитр в хозяйственных спорах; - политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует