Понятие налога и сбора по нк рф. Экономическая сущность налогов

07.05.2024 Заработок

1. Понятие налогов и сборов

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги в прошлом и сегодня пронизывают все сферы социально-экономического общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов.

2.Необходимость налогов.

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов:

1) развитие обществ. разделения населения на социальные группы;

2) появление самостоятельных субъектов товарно- денежных отношений;

3) возникновение государственного аппарата, способного защищать, охранять население от внутренних и внешних врагов.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход.

В докапиталистическую эпоху значительная часть потребностей государства покрывалась доменами (доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха) и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятия определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно- денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом дохода государства.

Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате главным доходом государства остаются налоги, других, более приемлемых источников в условиях рынка оно не изобрело. Хотя в истории имели место случаи, когда налоги не использовались как доход государства.


В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета также поступает более 90% налогов.

Определение налогов . Налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения средств, принадлежащих на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов.

Налоги в системе финансовых отношений . Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но отличаются от них определенными особенностями.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков - физических и юридических лиц и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов- государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме в одностороннем порядке- от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения - наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозвратно, в принудительном порядке, а государство их получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, второй как можно больше получить. Спор решается в интересах той стороны, которая в данный момент имеет силу. Ныне налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость, оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Налоговые отношения, являясь частью распределительного процесса (специфической формой производственных отношений), подчиняются первичным отношениям производства. Они, изменяясь в зависимости от требований производства и обмена, носят по отношению к ним производный характер.

Налоговые отношения имеют две стороны: с одной стороны, они, являясь специфической сферой производственных отношений, формируют общественное содержание налогов, с другой,- являясь материальной основой, представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государством.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория находится в тесной связи с движением стоимости ВВП и его главной части - национального дохода. В своем движении НД проходит четыре фазы:

1. непосредственный процесс производства (создание стоимости);

2. распределение - первичное и вторичное;

3. обмен (купля и продажа);

4. использование.

Налоги как экономическая категория объективныи воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу верховной власти. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

4.Источник налогов.

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т. е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов, в условиях войны, кризиса, материальным источником налогов становится национальное богатство, т. е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам - владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая - наемным работникам в форме оплаты труда, т. е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

5.Роль налогов в перераспределении НД.

Налоги участвуют в перераспределительном процессе и обеспечивают государство централизованным фондом денежных ресурсов страны. Они в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно - денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки (суммы цен за все товары- работы, услуги) наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют),а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД- к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственным пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Ст. 8 НК РФ

Статья 8 НК РФ дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:

1) обязательность.

Статья 57 Конституции гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;

2) индивидуальная безвозмездность.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;

3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;

4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).

Статья 8 НК РФ дает также определение сбора.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:

1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;

2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в связи с введением в часть вторую НК РФ новой гл. 33 «Торговый сбор» изменяются и положения ст. 8 НК РФ в части определения понятия самого сбора, применяемого для целей налоговых правоотношений.

Согласно ст. 8 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ торговый сбор — это сбор, устанавливаемый Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, который вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

А плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

Добрый день, уважаемые читатели! Налоги – неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Они формируют бюджеты разных уровней: от федерального до местного, создают материальную основу существования государства. Заработная плата чиновников, содержание аппарата управления, администраций различных уровней, полиции, армии, прочих госструктур оплачивается благодаря уплате налогов, которые осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Сегодня подробней поговорим про налоги физических лиц.

Физ. лица – это население нашей страны, то есть каждый из нас. Налогообложение – это непростая категория, чтобы разобраться самостоятельно, нужно провести немало часов над изучением НК РФ. Поэтому сегодня рассмотрим основные виды налогов, которые уплачивают физические лица. Максимально просто разъясним их суть, процесс начисления и уплаты. Расскажем, как проверить наличие обязательств, а также суммы, которые необходимо уплатить в бюджет. А начнем с рассмотрения вопросов, кто такие налогоплательщики и как государство ведет их учет.

Налоги физических лиц: налогоплательщики и как их учитывают?

Физическое лицо налогоплательщик – это лицо:

  • у которого в собственности есть движимое или недвижимое имущество – объект налогообложения;
  • которое получает доход или материальную выгоду.

Плательщиками могут быть совершеннолетние и несовершеннолетние. Дети могут владеть имуществом, которое является объектом налогообложения. Уплату по таким обязательствам осуществляют родители или законные представители ребенка. Кроме того платить налоги обязаны физические лица — резиденты (проводят в пределах страны 183 и более дней в году) и нерезиденты Российской Федерации.

Учет лиц-налогоплательщиков осуществляется с помощью ИНН (Идентификационный номер). Он присваивается, когда ФНС получает данные о появлении объекта налогообложения у конкретного лица. Например, при приобретении автомобиля или трудоустройстве.

ФНС не всегда может отследить факт возникновения объекта налогообложения. В этом случае граждане обязаны самостоятельно передавать в налоговую эти данные. Сокрытие грозит административной, а в крайнем случае даже уголовной ответственностью. Если вас «заподозрили» в наличии срытого дохода, то сотрудники инспекции обязательно направят письмо с требованием подать декларацию о доходах.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами (как впрочем, и юр. лицами, и ИП), можно классифицировать следующим образом:

1. По уровню:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.
  1. По способу поступления:
  • прямые;
  • косвенные.
  1. В зависимости от плательщика:
  • с физических лиц,
  • юридических лиц.

В последнем пункте отсутствуют индивидуальные предприниматели, потому что, строго говоря, они тоже относятся к физическим лицам. Но по причине того, что налогообложение физ. лиц, зарегистрированных как ИП, имеет существенные отличия, их обычно для удобства восприятия информации «неофициально» выделяют отдельную категорию плательщиков. Статья раскрывает нюансы налогообложения ИП.

Какие налоги платят физические лица: 8 основных видов!

НК Российской Федерации предусматривает для физических лиц следующие виды налогов:

  1. Подоходный (НДФЛ).
  2. Имущественный.
  3. Транспортный.
  4. Земельный.
  5. Акциз.
  6. Водный.
  7. Сбор за охоту.
  8. Сбор за вылов рыбы.

Естественно, начисляется и уплачивается любой налог только тогда, когда есть соответствующий ему объект. Теперь подробнее рассмотрим, какие налоги платят физические лица.

Начисление НДФЛ: надо делиться!

Суть НДФЛ раскрыта в его названии — «налог на доходы физических лиц». Расчёт и перечисление суммы НДФЛ от заработной платы осуществляется работодателем. Самостоятельно декларировать и уплачивать нужно его со следующих видов доходов:

  1. От продажи движимого или недвижимого имущества, которое было в собственности меньше трех лет.
  2. Полученных за границей.
  3. Ренты от сдачи в наем собственности.
  4. Выигрыша (лотереи, розыгрыши).
  5. Прочих доходов.

Не уплачиваются налоги физических лиц с доходов полученных:

  1. От продажи собственности, которая принадлежала вам больше трех лет.
  2. По наследству.
  3. Путем дарения от близкого родственника или члена семьи.

НДФЛ – это один из основных налогов, который платит большинство наших сограждан. Декларации по НДФЛ нужно подавать до 30 апреля года следующего за отчетным. Это означает, что декларацию за 2016 год нужно подать до 30 апреля 2017 года. Кроме физ. лиц, которые получили дополнительный доход, форму 3-НДФЛ предоставляют в ФНС те, кто хочет получить налоговый вычет. О нем поговорим немного позже.

Уплатить НДФЛ нужно до 15 июля следующего за отчетным года, то есть крайний срок уплаты за 2016 год – 15 июня 2017 года. Но прежде всего, давайте разберемся, как происходит начисление НДФЛ. Формула очень простая:

СУММА НАЛОГА = СТАВКА НАЛОГА*НАЛОГОВАЯ БАЗА.

Ставка налога – это процентное выражение размера налога. Налоговая база – сумма, с которой уплачивается налог, то есть размер дохода. Для НДФЛ предусмотрено пять вариантов ставки:

  1. 9% — наименее распространенная ставка, которая на данный момент применяется только к доходам от облигаций с ипотечным покрытием, которые были выпущены до 1 января 2007 года.
  2. 13% — стандартная ставка, по которой уплачивает налог большинство плательщиков-резидентов с:
  • з/п,
  • вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (заключается для выполнения работ, оказания услуг за определенный временной промежуток),
  • дивидендов,
  • прибыли от продажи имущества.
  1. 15% — ставка, применяемая к физ. лицам, которые не являются резидентами РФ, но получают дивиденды от российских компаний.
  2. 30% — применятся ко всем видам дохода нерезидентов РФ, кроме дивидендов.
  3. 35% — максимальная ставка НДФЛ. По ней облагаются следующие доходы:
  • выигрыши,
  • доход от депозитов, вкладов.

Тут стоит уточнить: если годовой процент не превышает ставку рефинансирования на начало года (8,25%) + 10%, то НДФЛ такая прибыль не облагается. Начисление происходит только на сумму, которая превышает 18,25% от вложенных средств. Речь идет о рублях. Если же депозит долларовый, то начисляется на весь доход свыше 9% от вложенных денег.

  • Доходы от платы за использование заемных средств КПК, и сельскохозяйственных КПК.

Теперь вернемся к вопросу о налоговом вычете – расходах, учитываемых при налогообложении.

Во-первых, уменьшить налоговую базу или вернуть часть ранее уплаченных налогов могут только плательщики НДФЛ по ставке 13%.

Во-вторых, существует 3 вида вычетов для ФЛ (не ИП):

  • ¾ стандартные (на детей, на «себя» инвалидам ВОВ, героям РФ, чернобыльцам), социальные (суммы, потраченные на обучение, благотворительность, лечение, накопление пенсии),
  • ¾ имущественные (при приобретении или строительстве жилья)
  • ¾ профессиональные.

В-третьих, физ. лица нерезиденты права получить эти вычеты не имеют. Во всех подробностях тема налоговых вычетов раскрыта в статьях 218-221 НК РФ.

Налоги физических лиц: имущество обязывает!

Физические лица обязаны уплачивать имущественный налог (ИН), если имеют в собственности недвижимость:

  1. Дом, квартира, комната.
  2. Гараж или место на стоянке.
  3. Недостроенные здания.
  4. Комплекс зданий и сооружений, объединенных единой целью.
  5. Прочие здания.

С 2015 года процесс исчисления базы по ИН претерпел существенные изменения. Теперь стоимость объекта недвижимости рассчитывается не по инвентаризационной стоимости, а по кадастровой. На конец 2016 года эти перемены затронули 28 субъектов РФ, а к 2020 году охватят всю страну. Сделано это для уменьшения налогового бремени на население, с помощью системы налоговых вычетов в зависимости от типа объекта:

  • ¾ квартира – 20 м²;
  • ¾ комната – 10 м²;
  • ¾ дом – 50 м²;

Столько нужно вычесть из площади жилья, прежде чем рассчитывать сумму к уплате. Что интересно, делать это самостоятельно не придется. Каждому владельцу недвижимого имущества ФНС пришлет уведомление о необходимости уплаты налога.

Ставки варьируются в промежутке от 0,1% до 2% от стоимости. Все зависит от типа и размеров жилья, а также от населенного пункта, так как имущественный налог является местным. Это означает, что право определять ставку принадлежит советам на местах: для жилых помещений – от 0,1 до 0,3%, для коммерческой и дорогой недвижимости – до 2%, прочая – до 0,5 %.

Налоговые обязательства по транспортному налогу: чем больше лошадей, тем труднее их содержать!

Транспортный налог уплачивается с любого средства передвижения, которое подлежит государственной регистрации. Его собственнику ежегодно направляется письмо с указанием налоговой базы и расчетом суммы платежа. К письму прилагаются реквизиты для уплаты.

За текущий налоговый период нужно будет заплатить в следующем календарном году. Так в 2016 году, автовладельца заплатили за 2015 год. Кстати, платежи должны пройти до 1 декабря, иначе начинается начисление пени. Если вы хотите проверить правильность указанной в квитанции суммы, то на официальном сайте налоговой, есть специальный калькулятор.

Среди наиболее значимых для расчета суммы налога факторов выделим:

  1. Регион прописки владельца автомобиля. Для каждого региона свои ставки, а также повышающие коэффициенты.
  2. Лошадиные силы. Пожалуй, один из главных факторов, потому что налог рассчитывается в зависимости от их количества. При этом применяется диверсифицированная система. Например, в Москве за каждую л.с. «легковушки» до 100 л.с. нужно уплатить 12 рублей, от 100 до 125 л.с. – 25 рублей и так далее.
  3. Стоимость. Для автомобилей, стоимость которых превышает 3 млн. рублей, предусмотрен повышающий коэффициент от 1,1 до 3 в зависимости от возраста авто, типа.
  4. Тип транспортного средства, так как для каждого из них предусмотрены свои коэффициенты и ставки.

Если вы не согласны с начисленной суммой налога, то обращайтесь в отделение ФНС по месту регистрации или в контакт-центр.

Земельный налог: имеешь – цени, ценишь – плати!

Каждое физическое лицо, которое имеет в собственности земельный участок, либо право владеть им пожизненно, либо право бессрочно пользоваться уплачивает налог. Ставка может варьироваться в промежутке от 0,025% до 1,5%, что остается на усмотрение местных советов. Проверить информацию по своему региону можно на сайте ФНС . Налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Сроки уплаты такие же, как и для транспортного налога: до 1 декабря следующего года. Декларации не подаются, а налог рассчитывается специалистами налоговой инспекции, после чего высылается уведомление по месту прописки собственника. Обычно оно приходит за месяц до крайней даты платежа. Если этого не случилось, то лучше самостоятельно проявить инициативу, и узнать, сколько и куда нужно уплатить, чтобы не началось начисление пени.

Акциз: граница на замке!

Акциз – это федеральный косвенный налог. Не многие знаю, что физические лица (не ИП) могут тоже быть плательщиками акциза. Это возможно при ввозе/вывозе подакцизных товаров через таможню (статья 179 НК). Таковыми являются:

  1. Спирт.
  2. Продукция, которая содержит спирт с массовой его долей больше 9%.
  3. Алкогольная продукция.
  4. Табачная продукция.
  5. Транспортные средства: легковые автомобили, мотоциклы (от 150 л.с.).
  6. Топливо: дизельное, печное бытовое и бензин.
  7. Моторные масла.

Более подробно налоги физических лиц ввозе/вывозе подакцизных товаров освещены в статье 181 НК РФ.

Водный налог: платим за чистоту!

Водный налог физические лица (не ИП) уплачивают только тогда, когда водозабор осуществляется из артезианской скважины. Для бурения такой скважины воды нужно получать лицензию. Забор воды из менее глубоких водных горизонтов для личного пользования не подлежит налогообложению и лицензированию.

Расчет налоговых обязательств, а так же и их уплата — это ответственность налогоплательщика. Ставка на 2016 год — 93 рубля за единицу объема, то есть за 1000 м³. Для владельцев скважин, на которых не установлены счетчики, применяется повышающий коэффициент 1,1. Вплоть до 2025 года планируется поэтапное увеличение налоговой ставки. Налоговая база - это объем воды выкачанный за определенный промежуток времени. Подавать декларации и уплачивать налог необходимо до 20 апреля, 20 июня, 20 октября и 20 января, за 1,2,3 и 4 квартал соответственно.

Может создаться впечатление, что артезианская скважина – это очень выгодно (сравнивая ее с водопроводной водой). Но не стоит забывать о том, что стоимость бурения, документального оформления, плюс получение лицензии составляет около 1 млн. рублей. В зависимости от региона страны эта сумма может достигать 2 млн. рублей.

Сборы за охоту: чем больше добычи, тем больше налога!

Этот вид федерального налога уплачивают физические лица, которые получили разрешение охотиться на:

  • территориях, которые находятся в общем доступе;
  • территориях, которые закреплены за ИП или ЮЛ;
  • природных угодьях с усиленной защитой.

Рассчитывается размер сбора с помощью ставки в натуральном выражении и количества животных. Ставка для каждого вида устанавливается отдельно. Найти список можно в статье 333 НК. Уплачивается сбор одновременно с получение разрешения. Физ. лица (не ИП) не предоставляют отчетность по этому виду сбора.

Сборы за рыбалку: небольшая плата за большой улов!

В статье 333 НК перечислены морские биологические виды, за вылов которых уплачивается сбор. Но прежде чем приступать к вылову, необходимо получить разрешение. Формула расчета сбора стандартная:

Сумма = Количество улова*ставка, предусмотренная для данного вида.

Оплачивается сбор поэтапно. Первый – разовый взнос (10% от общей суммы). Второй этап – регулярные взносы ((общая сумма – разовый взнос)/количество месяцев, на которые выдано разрешение). Третий этап – уплата единовременного взноса не позднее 20 числа месяца, который следует за месяцем окончания действия разрешения. Отчетность физ. лицами не предоставляется.

Как проверить наличие налоговых обязательств?

Уплачивать налоги физических лиц нужно в срок. Иначе начнется начисление пени. То, что не было получено уведомление (по транспортному налогу или налогу на имущество), не смягчит вину. Вся полнота ответственности возложена на налогоплательщика. Чтобы не просрочить платеж, нужно периодически проверять, не начислена ли вам сумма к оплате по какому-либо налогу. Сделать это можно двумя способами:

  1. Визит в налоговую инспекцию.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика.

Личный визит, несомненно, лучше тем, что можно задать все интересующие вас вопросы, проверить правильность начисления, оспорить сумму. Недостатки же этого способа вполне очевидны: занимает достаточно много времени, а иногда еще стоит нервов. Отделение ФНС – популярное место у налогоплательщиков, а люди в очередях обычно становятся до крайности недружелюбными.

Избавить от посещения налоговой вас может интернет, а именно личный кабинет налогоплательщика. Строго говоря, инспекцию все же посетить один раз придется для того, чтобы получить логин с паролем. Но эта процедура занимает не больше 15 минут. Главное, взять с собой паспорт (ИНН при наличии).

На руки вы получите распечатку с данными для входа. При первом посещении кабинета рекомендуется пароль сменить. Информация появляется в течение трех дней с момент первой регистрации. На главной странице личного кабинета будет сводная таблица. В ней указана начисленная сумма, уплаченная, переплата и задолженность. Сверху, во вкладке «Объекты налогообложения», можно увидеть, какие налоги платят физические лица. Удобство личного кабинета заключается в том, что с его помощью можно подать обращение в ФНС, а также получить ответ без личного визита.

Как уплатить налог: ТОП-6 лучших способов!

Плательщики НДФЛ из заработной платы, столкнувшись с необходимостью самостоятельной оплаты налогов, часто испытывают затруднения. Предлагаем вашему вниманию 6 удобных способов, как уплатить налог.

Способ 1. Касса банка.

Удобен тем, что за вас всю работу сделает профессионал. Нужно только предоставить реквизиты для оплаты и паспорт. Плательщик получает платежное поручение с отметкой банка, и может быть совершенно спокоен. Недостатками является то, что иногда нужно выстоять не малую очередь. Реквизиты удобно сформировать через личный кабинет.

Способ 2. Платежный терминал.

С его помощью, конечно, можно заплатить только некоторые налоги. Например, транспортный. Но зато быстро, без очередей, в любом удобном месте. Единственный существенный минус – относительно высокая комиссия. Некоторые терминалы берут просто грабительскую комиссию за платежи.

Способ 3. Личный кабинет налогоплательщика.

С помощью личного кабинета можно не только узнать всю необходимую информацию, а еще оплатить налоги. Единственный недостаток заключается в том, что поддерживаются платежи с помощью карт открытых в банках-партнерах ФНС, а их количество не велико (около 13). Стоит отметить что налоговая сотрудничает практически со всеми крупными банками.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований».

В ст. 8 НК определение Сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого явля­ется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лица­ми юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства.

Физические лица (физ. лица) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели (ИП) - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоговые резиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации более 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налоговые нерезиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации менее 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налогоплательщики – это лица, на которые возложена обязанность по уплате налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Взаимозависимые лица – физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %.

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Элементы налогообложения:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. налоговые льготы

6. порядок исчисления налога;

7. порядок и сроки уплаты налога;

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Налоговая база – стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – календарный год, 9 месяцев, полгода, квартал, месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Порядок уплаты налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу.

Федеральными налогами и сборами - признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не перечисленные в перечне федеральных налогов и сборов ниже, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов,

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Региональными налогами - признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами - признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.