Нефтяная игла. Нефть и бюджет рф Процент ввп от продажи нефти и газа

30.03.2024 Заработок 

«сидит на нефтяной игле». Сторонники этого мифа утверждают, что экономика России якобы основывается практически исключительно на экспорте углеводородов, и если объёмы этого экспорта снизятся или цена на нефть существенно упадёт, то это якобы приведёт к полному экономическому краху России.

Распространён это миф как среди российских всепропальщиков, так и на Западе - например, некоторые представители политической элиты США называют Россию «Большой Бензозаправкой».

В реальности добыча топливно-энергетических полезных ископаемых занимает в структуре нашей промышленности всего лишь 21 %, при этом вклад доходов от нефти и газа в ВВП России не превышает 16 %.

Важно различать долю углеводородов в ВВП (16 %) и долю углеводородов в экспорте (от 40 до 50 %). Незаметная подмена первого показателя вторым часто используется для создания впечатления, что «всё пропало».

Основной миф: зависимость России от нефти

Доля экспорта нефти в ВВП России.

Подмиф: Критическая зависимость курса рубля от цены на нефть

Курс рубля действительно зависит в том числе и от цены на нефть, но не стоит эту зависимость преувеличивать или считать это единственным фактором.

Посмотрим на разрушенную американцами Ливию, которая зависит от экспорта нефти очень сильно. Ливия экспортирует в восемь раз больше нефти на душу населения, чем Россия - казалось бы, ливийский динар должен был бы от снижения цен на нефть упасть значительно ниже российского рубля и обесцениться в несколько раз… однако на практике курс ливийского динара за последние полгода не только не упал, но даже слегка укрепился.

Это лишний раз доказывает, что снижение цен на нефть хоть и неприятно для России, но всё же отнюдь не является главной причиной снижения курса рубля.

В условиях, когда фундаментальных внутриэкономических причин для обесценивания национальной валюты нет, главной причиной падений курса являются скоординированные спекулятивные атаки. Международные спекулянты умеют при необходимости играть против курсов чужих валют. Так, например, общеизвестна история, когда спекулянт Сорос сумел продавить курс английского фунта стерлингов на 25 % (см. Чёрная среда 1992 года).

Когда американцы организуют беспорядки в какой-нибудь интересной им стране - например, в Аргентине, Бразилии или в Турции - одновременно с майданом нередко загадочным образом падает курс местной валюты. В условиях долларового мира поколебать курс «вражеской валюты» американцам несложно.

Так, параллельно с атакой на рубль в ноябре-декабре 2014 года была осуществлена финансовая атака на турецкую лиру (которая достигла очередного исторического минимума) - эта атака активизировалась после того, как правительство Турции произвело ряд важных шагов в сторону сотрудничества с Россией, а также арестовало ряд турецких цветных революционеров.

Впрочем, как правило, такие атаки не имеют долговременного эффекта. После окончания махинаций спекулянтов искусственно нагнанный курс обычно откатывается на более адекватные рубежи. И если посмотреть на долгосрочную погодовую динамику курса рубля и динамику цен на нефть, то оказывается, что практически никакой зависимости нет, а наблюдаемая корреляция этих показателей за последние 22 года показывает совершенно обратный результат по сравнению с тем, что говорят либеральные экономисты: цены на нефть существенно выросли, а рубль существенно ослаб, а вовсе не наоборот.

Ещё одной причиной снижения курса рубля явились антироссийские санкции, введённые странами Запада под давлением США. Американцы сами фактически признали свою ответственность за это: с заявлениями в ключе «наши санкции сработали успешно, рубль упал» выступили в декабре 2014 года представитель Белого Дома Джош Эрнест и глава Национального экономического совета Джейсон Фурман.

Импорт нефти в США 1950-2011

Производство и потребление нефти в США, с оптимистичным прогнозом

Зависимость стран Запада от нефти

Можно говорить о том, что на нефтяной игле сидит не Россия, а страны Запада. Если страны Запада перестанут покупать нефть у России, то Россия, тем не менее, сможет поставлять углеводороды на другие рынки, а также использовать их для внутренних потребностей. Если же Россия перестанет поставлять на Запад углеводороды, то население этих стран будет мёрзнуть, а производство остановится.

Технологии же солнечной и ветровой энергетики на настоящий момент недостаточно эффективны и не могут составить нефти и газу существенную конкуренцию. А возвращение к энергетике преимущественно на основе угля, как это было в XIX веке, представляет существенную технологическую проблему, так как инфраструктура и транспортные средства рассчитаны преимущественно на нефть и газ. Кроме того, уголь является крайне неэкологичным топливом.

Также не являются решением проблемы месторождения сланцевого газа и нефти, а также нефти и газа из битуминозных песков,. Несмотря на огромные запасы себестоимость добычи этих энергоносителей существенно выше, чем у традиционных нефти и газа, поэтому эти месторождения не позволят быстро избавиться от внешней зависимости. Что характерно, сами американцы отлично осознают эту проблему, что отражается в отчётах их профильных ведомств и научных организаций.

К чему приведёт падение цен на нефть

В конце 2014 г. случилось существенное падение цен на нефть, от уровня около 100-110 долларов за баррель на протяжении большей части года до уровня примерно 65 долларов за баррель в начале декабря.

Многие посчитали это катастрофическим падением цены, однако надо напомнить, что в 2008 году цены упали ещё глубже, со 145 долларов летом до 36-40 долларов в декабре. В тот раз падение нефти было связано с первой волной мирового экономического кризиса (также его связывали с экономической атакой США на Россию после войны в Южной Осетии 08.08.08, когда Россия впервые применила силу к американскому сателлиту - Грузии).

Однако низкие цены на нефть продержались тогда недолго - уже с первых месяцев 2009 г. начался медленный рост цен, к середине 2009 г. цена достигла 70 долларов за баррель, а к началу 2011 г. цена вновь превысила 100 долларов за баррель.

Дело в том, что низкая цена на нефть не выгодна ни ключевым странам-производителям нефти, ни крупнейшему потребителю - США, ведь американцы пытаются развивать у себя добычу сланцевой нефти и сланцевого газа, добыча которых рентабельна только при уровне цен не менее 80-90 долларов за баррель.

Дешёвая нефть невыгодна и Канаде, где значительная её часть добывается из битумозных песков, что требует повышенных вложений. Снижение цен на нефть ведёт к снижению цен на газ, что крайне невыгодно производителям сжиженного природного газа (СПГ), который рентабелен только при достаточно высоких ценах (в России есть несколько проектов СПГ, но в основном российский газовый экспорт идёт по трубопроводам, а в плане возможностей поставок трубопроводного газа у России почти нет конкурентов).

Маловероятно, что низкий уровень цен на нефть продержится долго, так как слишком многим игрокам на рынке он невыгоден. Длительное падение цен на нефть возможно только в случае глубокого многолетнего экономического кризиса, либо перевода мировой экономики с углеводородов на другие источники энергии (на подобный переход, однако, потребовались бы многие десятки лет).

Что же всё-таки произойдёт, если низкие цены на нефть, достигнутые в декабре 2014 года, сохранятся на весь 2015 год? По мнению американских аналитиков с Wall Street, Россия потеряет от этого 4,7 % годового ВВП (что в целом является верной прикидкой, учитывая долю экспорта нефти в ВВП России около 8-9 %).

Это неприятное, но отнюдь не катастрофическое падение - для сравнения, по тем же данным Венесуэла потеряет 10,2 % ВВП, Саудовская Аравия - 15,8 %, а Кувейт - 18,1 %. Соединённые Штаты, по мнению тех же американских аналитиков, приобретут 0,5 % ВВП, однако тут не учитывается эффект от кризиса в сланцевой отрасли (уже в ноябре 2014 г. более чем на 40 % упало количество разрешений на новые буровые установки, что скажется в первую очередь на добыче сланцевого газа и нефти, так как сланцевая индустрия требует постоянного нового бурения).

Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18-21 апреля 2016 г. в Москве пройдет 16-я международная выставка "Нефтегаз-2016". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о состоянии российской нефтегазовой отрасли.

Объемы добычи

По итогам 2015 г. в России было добыто 534,1 млн т нефти (включая газовый конденсат), что на 1,5% больше, чем в 2014 г. и на 5,3% больше, чем в 2010 г.

При этом добыча газа в России постепенно снижается. В 2015 г. было добыто 635,3 млрд куб. м, что на 1% меньше чем в 2014 г. Годовой рекорд по добыче газа был поставлен в 2011 г. (671 млрд куб. м).

Доля в мировой добыче

Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и газа после США. По данным Международного энергетического агентства (МЭА) доля РФ в мировой добыче нефти - 11,2% (по данным на 2015 г.), в добыче газа - 18,3% (по данным на 2014 г.).

Запасы

Как сообщил в марте 2015 г. глава Министерства природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, объем доказанных запасов нефти в России составляет около 14 млрд т, этих запасов при сохранении текущего уровня добычи должно хватить на 28 лет. Теоретические запасы, по данным Минприроды - порядка 29 млрд т.

Разведанные запасы газа в России, по данным Центрального диспетчерского управления топливно- энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), составляют около 48-49 млрд т.

Крупные запасы углеводородов сосредоточены на российском арктическом шельфе. Согласно оценке Минэнерго РФ, его извлекаемые разведанные запасы составляют 447 млн т нефти и 10,1 трлн куб. м газа.

Основные добывающие компании

Крупнейшей нефтедобывающей компанией России является "Роснефть" (порядка 40% добычи), на втором месте - "Лукойл" (16,3%), третье места делят "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз" (10-11%).

В добыче газа на долю "Газпрома" приходится 72%, еще 11% - доля компании "Новатэк".

Экспорт

В 2015 г. Россия, по данным "Транснефть" (монополист в области магистральных нефтепроводов России), отправила на экспорт 244,5 млн т нефти (45,7% добычи). Экспорт газа в том же году составил 200,9 млрд куб. м (34,8% добычи).

Основными импортерами российской нефти, по данным Федеральной таможенной службы РФ за первое полугодие 2015 г., являются Нидерланды (18,3%), Китай (16,9%) и Италия (8,8%). Основные импортеры российского газа в 2015 г., по данным "Газпрома", - Германия (порядка 28%), Турция (около 17%) и Италия (около 15%).

Нефтепереработка

По итогам 2015 г. объем первичной переработки нефти в России составил 287 млн т, что на 2,7% меньше, чем в 2014 г. 30% переработки приходится на долю "Роснефти", 16% - "Лукойла", 14% - "Газпромнефти".

Доля нефтегазовых доходов в бюджете и ВВП

По данным Министерства финансов РФ, доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ по состоянию на март 2016 г. составляет 37,4%. Для сравнения, в 2015 г., нефтегазовые доходы принесли бюджету 5 трлн 862,7 млрд руб. (42,9% от общих доходов), в 2014 г. - 7 трлн 433,8 млрд руб. (51,3%).

Доля нефтегазовых доходов в ВВП также постепенно снижается. В 2010 г., по оценке министра финансов Алексея Кудрина, она достигала 25%. В ноябре 2015 г. спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин сообщил, что доля нефтегазового сектора в ВВП к концу 2015 г. упала ниже уровня в 10%.

Вопрос, увеличилась ли зависимость России от нефтяных цен за последние 25 лет, не является даже философским, а масштаб усугубления зависимости впечатляет: доля нефти и газа в экспорте за 25 лет поднялась с 40% до более чем 70%; с 1999 года, когда производство нефти в России составляло 293 млн тонн, к 2014 году производство выросло до 514 млн тонн; цена барреля нефти за то же время выросла в 8 раз, то есть валовая добыча нефти в долларах увеличилась с 1999 по 2014 год в 14 раз (а в рублях – в 70 раз). В 1999 году доля доходов бюджета от экспорта нефти составляла всего 18%, в 2014 она уже превышала 50%, и это без учета «косвенных» доходов – например НДС, пошлин и акцизов на импорт, закупаемый на нефтедоллары.

Зависимость от нефти на сегодня такова, что падение цены на нефть на 45% с лета 2014 года вызвало падение импорта на 50%, сокращение потребления в основных областях в России на 30 – 55%, рост цен в среднем на 30 – 40%, падение курса рубля в 2 раза, падение ВВП в номинальном выражении в долларах примерно на 40% – основные показатели оказались на 100% скоррелированными с ценой на нефть.

На этом фоне вопрос о том, как и почему так произошло, кажется важным не только с академической точки зрения: мы сегодня входим в длительный цикл низких цен на сырье, ждать повышения цен на нефть не приходится ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. России предстоит каким-то образом искать выход из рецессии, сопровождающейся высокой инфляцией. Ситуация усугубляется тем, что российский кризис сегодня уникален - наша экономика страдает не вместе с мировой, как мы привыкли по кризисам 1998 и 2008 годов, а на фоне роста мировой экономики в самом начале цикла, на фоне ожидаемого роста ставок и существенных сдвигов в области повышения эффективности мирового производства, инновационных прорывов и технологических усовершенствований. Россия впервые за свою историю может безнадежно отстать от развитых стран, потеряв возможность не только конкурировать своими товарами на мировых рынках (фактически эта возможность уже потеряна - весь наш экспорт кроме сырья составляет около 40 млрд долларов), но и импортировать технологии и товары, замкнувшись в заколдованном круге «отсутствие инвестиций – отсутствие развития – отсутствие конкурентного товара – отсутствие инвестиций» и превратившись в failed state.

У российского нефтяного тупика было (как часто бывает в контексте катастроф) много причин. К сожалению для страны, в самом начале совпали три фактора, каждый из которых «толкал» страну в эту сторону.

Еще СССР в послевоенные годы оказался в экономической ловушке, связанной с низкой эффективностью «социалистического труда». Лидеры страны достаточно четко осознавали, что в политизированной среде конкуренция идей вырождается в конкуренцию уровнем подлости и приспособленчества (в результате чего СССР фактически добровольно выбыл из соревнования в таких областях как кибернетика, агробиология, коммуникации) и необходимо искать другие точки роста, не связанные с научно-технической революцией. С другой стороны, понимание проблем, связанных с демографической волатильностью (следствие войны), не оставляло шансов на превращение страны в платформу для производства товаров массового спроса (не хватило бы рабочих рук) – да и закрытость страны мешала бы развитию в эту сторону.

В результате СССР сделал ставку на экспорт энергии и минеральных ресурсов (тогда металлические руды и уголь были важнее электричества, нефти и газа, но это продлилось недолго). Создание инфраструктуры экспорта, добывающего комплекса, энергокомплекса стали главными экономическими задачами. Рост цен на нефть в 70-е годы привел к тому, что советское руководство, некомпетентность которого прогрессировала теми же темпами, какими росло число анекдотов про Брежнева, полностью отказалось от попыток развития альтернативных экономических направлений - на фоне колбасы за 2.20 и «неуклонного повышения благосостояния трудящихся» новости о строительстве газопроводов стали ведущими, а все экономические комплексы (прежде всего – транспортный и машиностроительный) подчинялись задаче добывать больше и продавать дальше.

Затем пришел 1981 год, и двадцатилетний период падения цен на нефть. Но к этому времени промышленность уже была выстроена «под ресурсы», и, когда спустя 10 лет СССР развалился, новая Россия унаследовала однобокую экономику.

С другой стороны, как раз к 90-м годам прошлого века закончился «цикл металлов» - не смотря на развитие новых рынков, в силу одновременно роста эффективности их использования, появления новых материалов и совершенствования системы вторичной переработки, цены на основные металлы стали снижаться, и конкуренция за рынок стала расти. Это оставляло России только рынки энергетического сырья.

Наконец, СССР и его внешний экономический контур – СЭВ – были построены как система экономической кооперации, в которой периферия снабжала центр (а центр периферию) товарами в рамках плановой, неконкурентной системы. Эта система привела к вырождению производства, превращению товаров в дорогие и некачественные, но, за счет своего существования, поддерживала объемы производства на достаточном уровне. Развал СССР и системы СЭВ привел к тому, что страны–сателлиты стали переключаться с товаров, производимых Россией, на более дешевые и качественные товары мировых и региональных лидеров. В результате экспорт небиржевых товаров (до 1990 года СССР все же имел в экспорте чуть менее 60% неэнергетических несырьевых товаров) сильно пострадал.

Эти предпосылки (собственно, и убившие СССР), не оставляли шансов на легкую, без специальных общегосударственных программ и масштабных инвестиций диверсификацию экономики новой России. Однако для такой диверсификации внутренних ресурсов не было, и необходимо было привлекать иностранный капитал, параллельно ограничивая влияние на рынок доминирующего нефтегазового сектора. Эта программа никак не стыковалась с доминирующей идеей группы, состоявшей в основном из бывших партийных и комсомольских лидеров и функционеров советской экономической науки - они видели себя новыми хозяевами и готовы были строить капитализм только при одном условии: главными капиталистами должны были стать они и/или те, кого они назначат. Такой подход предполагал прежде всего приватизацию и концентрацию в их руках промышленного наследия СССР с установлением контроля над денежными потоками. Институты власти, четкие и исполняемые законы, открытость страны для внешних инвестиций могли стать помехой, создать им реальную конкуренцию. И строительство институтов не было произведено, законы служили интересам новых капиталистов, судебная система деградировала, внешние инвесторы, испугавшись первых опытов и насмотревшись на залоговые аукционы и войны за предприятия, если и давали небольшие деньги, то в основном в спекулятивные проекты. Параллельно тотальная приватизация в том числе нефтедобывающей отрасли передала в руки крупного бизнеса инструмент зарабатывания, который они не создавали, превращая их в рантье, не заинтересованных в диверсификации экономики.

Тем временем, открытость рынка импорту начала давать о себе знать уже в 90-е. Существенно изменилась доля импорта в потреблении и промышленности - импортные товары от самолетов до хлеба стали заменять отечественные. Товары длительного пользования требовали запчастей и расходников, части технологических и потребительских цепочек требовали, чтобы другие элементы цепочек так же были импортными (соответствовали друг другу), товары, требующие особых условий перевозки, хранения, реализации и использования требовали импорта вспомогательного оборудования и материалов. Так достаточно быстро стала закрепляться импортозависимость, теоретический выход из которой требовал бы все больше инвестиций и готовности на временное ухудшение экономики и падение ее эффективности.

Общая концепция развития, конечно, предполагала, что в результате «стихийный» этап пройдет, и крупные предприниматели (а вернее – бенефициары приватизации) перед лицом конкуренции предпочтут установить жесткие законы, создать институты управления и вынуждены будут диверсифицировать экономику. Возможно это было бы и так, но проверить нам не удалось: в 2000 году к власти в России пришла группа людей, настроенная не на ожидание воздействия «невидимой руки рынка», а на передел только что разделенной собственности и установление административного контроля с целью безусловного сохранения своей власти.

В этом смысле им очень повезло - их приход к власти совпадает с началом быстрого роста нефтяных цен. К тому же нефть и газ - единственные области экономики, в которых государство продолжало иметь существенные рычаги контроля: «Газпром» был де-факто государственным, а в области нефти государство контролировало систему транспортировки.

Авторитарный контроль в капиталистическом обществе невозможен, если в нем существует значительный независимый капитал, который может спонсировать альтернативных политиков и обеспечивать альтернативное информационное поле. Поэтому уже в начале 2000-х в России начинается процесс консолидации крупного капитала вокруг квази-монополий и доверенных «назначенных» управляющих, представляющихся внешнему миру новыми независимыми бизнесменами. Начинается эта консолидация, естественно, с нефти – завершено закольцовывание владения «Сургутнефтегазом», в результате которого компания становится подконтрольна государству де-факто, уничтожается «Юкос» и создается государственная «Роснефть». Простепенно монополизируются и другие области и отрасли - в том числе на месте, где могла бы вырасти обрабатывающая промышленность, возникают «Ростехнологии»; железнодорожная отрасль, во всех странах расцветшая после приватизации, в России защищается барьером РЖД. Монополии, как им и положено, неэффективны, в них расцветает воровство, они требуют ресурсов и роста тарифов. Тарифы растут, создавая инфляцию. В инфляционной среде товары, продаваемые на внутреннем рынке, становятся менее выгодными, чем экспортные, которые приносят девальвационный доход. Но кроме минеральных ресурсов экспортировать почти нечего - мы давно проиграли технологическую конкуренцию, еще при СССР, а на развитие нет ни инвестиций, ни благословения государства. И весь бизнес стремится туда, где выгоднее - в экспорт нефти и газа, металлов, леса, зерна (но нефть и газ доминируют). Вокруг экспорта выстраиваются вспомогательные экономические цепочки, благо нефть растет в цене и покрывает издержки; все больший процент бизнесменов уходит от идей производства для внутренних нужд: проще продать ресурс и купить импорт.

Ресурсы для бюджета поставляют нефть и газ. С другой стороны, отказ от доверия «невидимой руке» требует административной вертикали - развития государственной бюрократии. Бюрократия требует больше средств на содержание и больше возможностей для обогащения в обмен на лояльность. Как следствие, продолжающееся ухудшение системы правоприменения (а как еще дать зарабатывать бюрократам?) и ухудшение инвестиционного климата. Бизнес, испытывающий на себе высокие административные риски и страдающий от высокой ставки процента просто не может играть в долгую и строить производства, заниматься разработкой технологий: относительно безопасным остается только короткий торговый цикл (продал сырье за рубеж - купил импорт - продал в России) и доля торговли в ВВП растет до уникальных 29%.

Цена на нефть продолжает расти, неэффективные попытки государства создавать «новую экономику» проваливаются, поскольку никому новая экономика не нужна: достаточно нефтяных доходов. Многочисленные инициативы либо просто тихо умирают, съев большие средства из бюджетов, либо умирают со скандалами и уголовными делами. Чиновнический бизнес порождает загадочное «Роснано», банкротный «Уралвагонзавод» или убыточный SSJ, но не создает конкурентного продукта.

А раз нет конкурентного продукта, а нефть и газ производят всего один миллион человек из 77 млн трудовых ресурсов, множество граждан, которые, будь в России диверсифицирована экономика, получали бы доход от продажи своего труда на свободном внутреннем рынке, в реальности этого не могут - нет платежеспособного спроса. Учителя, врачи остаются «на шее» государства, поскольку население не зарабатывает, чтобы оплатить их труд. Множество граждан страны вместо производительного труда, в силу отсутствия бизнесов, инфраструктуры рынка, стимулов со стороны государства, продолжают пополнять ряды бессмысленных государственных управленцев низшего звена, охранников, сотрудников госкорпораций, производимый ВВП на каждого из которых в 2-3 раза меньше, чем в частных зарубежных аналогах. Консолидация экономики достигает и банковской сферы - государственные неэффективные и непрозрачные банки вытесняют более мелкие частные, на общей бедной поляне российского рынка масштабы малы, найти клиента сложно, и вот уже в России на один доллар кредитного портфеля в пять раз больше сотрудников банков, чем в США.

Но всех этих квази-чиновников надо кормить, иначе они будут нелояльны к власти. И появляются майские указы: регионам, которые лишены 99% налогов с природных ресурсов, указано бросить все средства на обеспечение роста доходов населения, занятого в государственном секторе. В течение нескольких лет зарплата растет темпами в несколько раз превышающими темпы роста ВВП. Это покупает лояльность населения, но разрушает бюджеты регионов; ни о каких стимулах для диверсификации производства не может быть и речи. Более того, перед лицом полной невозможности «пристроить» всех граждан к легальному получению зарплат за счет бюджета, государство вынуждено буквально на пустом месте создавать никому не нужные и даже опасные для экономики типы активности.

И вот уже чтобы занять миллионы ничего не умеющих и не готовых вести бизнес в стране, где это едва ли не считается позорным, граждан, начинается активная милитаризация: взлетают расходы на ВПК, растет обслуживающая его периферия. Расходы на ВПК отнимают ресурсы, фактически переводя их в обеспечение двух миллионов сотрудников, трех миллионов членов их семей и еще пятимиллионов связанных с ними работников: за вычетом расходов на тысячи тонн железа, электроники и взрывчатых веществ, которые (в добавление к созданным в предыдущие годы) обречены либо бесцельно ржаветь, гореть или взрываться на складах, либо приносить смерть и разрушение экономики в местах применения. Для той же цели создаются мегапроекты с итоговым нулевым выхлопом. Жилые дома в Сочи теперь стоят пустыми, как и олимпийские объекты. Но миллиарды долларов пошли на выплаты рабочим и инженерам (и большая часть - в карманы чиновников).

Да, во всех этих проектах есть еще и существенная составляющая личной заинтересованности ограниченного круга лиц, коррупционная нагрузка. Но свои доходы эти люди так же не вкладывают в новые производства: насытившись домами под Москвой и майбахами, они выводят остальной капитал туда, где лучше законодательство, выше конкуренция и ниже ставка кредита. Отток капитала из России идет каждый год и редко составляет меньше 10% внешнеторгового баланса.

А мир за эти годы уходит вперед, и потребности двигаются вместе с ним.

Общее изменение структуры потребления и средств производства приводит к удорожанию всего, даже рабочего места чиновника. Теперь вместо ручки и блокнота у чиновника компьютер, айпад и смартфон; он активно эксплуатирует оптоволокно и передает терабайты отчетов вместо того, чтобы печатать годовой отчет на старой машинке. Граждане уже не готовы жить как 25 лет назад - пищевые предпочтения, способ ведения домашнего хозяйства, потребление медиа и зрелищ - все изменилось. Возникла привычка к значительно большему потреблению, которая требует больше импорта; собственного производства нет.

И «нет» - это еще мало сказано. За 25 лет произошла естественная амортизация производств. Всего за 10 лет с 2006 года объем станочного парка в России сократился с полутора миллионов до менее чем 700 тыс. штук. Более 70% оставшихся - металлорежущие станки, на них современной продукции не произведешь. Россия закупает за рубежом 92% станкоинструментальной продукции и 95% продукции станкостроения.

Так сформировался замкнутый круг ресурсного проклятья: советское наследие не располагало к диверсификации; конкуренция с нефтью убила остальной бизнес; государству было выгодно дискриминировать независимый капитал и это привело к дискриминации всех остальных индустрий и внутреннего рынка в пользу нефти и экспортно-импортных операций; население за счет нефтяных сверхдоходов с одной стороны нарастило потребление, с другой - развило иждивенческий паттерн в экономических отношениях с государством, которое ради компенсации населению поборов неэффективных монополий убило региональные бюджеты и лишило их возможности местной диверсификации.

Сегодняшнее падение цен на нефть вносит колоссальные коррективы в экономическую ситуацию, но Россия успела забраться в тупик, в котором нет возможности развернуться: в результате падения цен страна просто спускается на существенно более низкий уровень развития, не меняя ничего в структуре экономики - в этом закон и самая страшная суть ресурсного проклятья. Нужны масштабные изменения, у которых в стране сегодня нет заказчиков - все основные группы влияния не видят способа переключения на другие источники своей власти или обогащения. То же было и с СССР, который за 10 лет с момента изменения рынка сумел прийти только к деградации, распаду и разрушению идеологемы. В этом смысле Россия более похожа на СССР, чем кажется: территории, многонациональность, неоднородность экономики те же. В последнее время даже прибавляется характерная для СССР риторика «осажденной крепости» и идеологизация общества. Возможно это дополнительные признаки того, что Россия обречена повторить 90-е годы, может быть, уже в 20-х.

Прошлый год оказался самым малоприносящим от продажи нефти и газа — всего лишь 35,9% от общих доходов. Если за январь-февраль 2016 г. в бюджет страны от сырья поступило 687,7 млрд рублей, то за аналогичный период 2017 г. уже 1 трлн рублей, что на 20% ниже, чем в 2014 г., но на 4% больше 2013 г.

Отрадно то, что ненефтегазовые доходы росли несмотря на мировую конъюнктуру рынка сырья. В прошлом году из 13,5 трлн рублей на них пришлось 8,6 трлн рублей — наилучший показатель за современную историю. Только благодаря им общим доходам бюджета России удалось удержаться выше отметки в 13 трлн рублей.

Однако стоит нефтяным ценам пойти выше, как доля нефтегазовых доходов начнет расти. Так как наша страна существенно увеличила добычу «черного золота», то даже если его котировки доберутся до отметки в 65 долларов за баррель, нефтегазовые поступления в бюджет перекроют ненефтегазовые.

Что касается расходной части бюджета, то существенный рост произошел в затратах на социальную политику и национальную оборону — по 412 и 73 млрд рублей соответственно. А вот расходы на здравоохранение упали аж в 2 раза на 30 млрд рублей.

Резюме

Рост нефтегазовых доходов, на наш взгляд, существенно ограничен в ближайшие годы, и это вызвано не только низкими ценами на нефть, но еще и . Поэтому, скорее всего, их доля со временем будет все меньше и меньше.

Может быть интересно:

В некоторых стратегически важных отраслях. Рыночные реформы периода обретения независимости помогли приватизировать большую часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий, за исключением энергетических и военных. ВВП России во многом зависит от доходов от углеводородов, включая нефть и газ. Они составляют около 10 % валового продукта, 50 % федерального бюджета и 70 % объема экспорта. Теневой сектор экономики является вторым по размеру среди других стран. Доля России в ВВП мира составляет около 3 %.

Общая информация

ВВП России в текущих ценах в 2014 году - 70975,8 млрд рублей. Это всего на 0,6 % больше, чем в прошлом 2013-ом. По данным Госкомстата ВВП России на душу населения - 485,8 тыс. рублей. Структура ВВП России по основным секторам выглядит следующим образом: сельское хозяйство - 4 %, промышленность - 36,3 %, услуги - 59,7 %. Госкомстат также изучает проценты первичных доходов в валовом внутреннем продукте. Оплата труда работников по найму составляет 52,0 %, чистые налоги - 15,7 %, общая прибыль экономики - 32,3 %. В 2015 году ожидается отрицательный прирост показателя на уровне -5 %. По данным МВФ на апрель текущего года номинальный ВВП страны - 1,175 трлн долларов США, по паритету покупательной способности - 3,458.

Структура ВВП России

Наибольшая добавленная стоимость создается в категории «Оптовая и розничная торговля", а также "Ремонт» - 17,2 % от общего объема ВВП в 2014 году. Вклад других категорий в порядке убывания выглядит следующим образом:

  • Обрабатывающая промышленность - 15,6 %.
  • Аренда, услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности - 12,3 %.
  • Добыча полезных ископаемых - 10,1 %.
  • Транспортные услуги и связь - 8,7 %.
  • Социальное страхование - 6,6 %.
  • Строительные услуги - 6,5 %.
  • Финансовая деятельность - 5,4 %.
  • Здравоохранение и другие социальные услуги - 4,2 %.
  • Сельское и лесное хозяйство, охота - 4,0 %.
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,4 %.
  • Образование - 3 %.
  • Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги - 1,8 %.
  • Гостиничный и ресторанный бизнес - 1,0 %.
  • Рыболовство - 0,2 %.

Доля нефти в ВВП России, если рассмотреть структуру добычи полезных ископаемых, составляет менее 10 %.

Мировой и отечественный рынок углеводородов

РФ входит в десятку стран, которые добывают больше всего нефти. Ее доля на мировом рынке составляет около 8 %. За последнее десятилетие добыча увеличилась в четыре раза. Минимальная цена на топливо была зарегистрирована в 1998 году - 9 долларов за баррель, максимальная в 2014-ом - 115. Потенциал отечественного топливно-энергетического комплекса является одним из самых больших в мире. Россия занимает 13 % территории земного шара, на которой проживают 3 % населения. В недрах страны сосредоточено 13 % запасов нефти и 34 % - природного газа. Наличие такого количества природных ресурсов - это в первую очередь преимущество, а не недостаток. Но в неумелых руках развитая нефтегазовая отрасль превращается из «локомотива» экономики, который способствует повышению благосостояния населения, в «иглу», которая выкачивает последние силы из национального хозяйства.

Доля нефти в ВВП России

Многие экономические аналитики спорят о зависимости РФ от «нефтяной иглы». Противники такого заявления приводят в качестве аргумента долю нефти в валовом внутреннем продукте. Всего 9 % позволяют говорить о том, что отечественная экономика практически не зависит от продажи углеводородов. Но почему же в таком случае все антикризисные программы направлены на снижение зависимости от нефти? Все дело в том, что бюджет страны и ВВП - это совсем не равнозначные понятия. Однако текущее падение валового продукта на 4,6 % многие эксперты связывают не с экономическими санкциями в результате геополитического противостояния между Россией и Западом, а как раз с падением цены на нефть. При этом большинство факторов, влияющих на ухудшение конъюнктуры, - внешние, поэтому правительство не может их изменить. Пока углеводороды не подорожают, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, а ВВП России вырастет.

РФ и падение цены на нефть

По данным Министерства финансов, с января по июнь 2015 года в бюджет поступили доходы в размере 6,6 трлн рублей. Большую половину этой суммы составляют налоги. Следует отметить, что с 1 января нагрузка на нефтянников сместилась с таможенных пошлин к сбору на добычу полезных ископаемых. Он стал основным налогом. Экспортные пошлины на нефть в течение следующих трех лет будут снижены в 1,7 раза, как и акцизы. Получается, что в первом полугодии большую половину федерального бюджета обеспечил нефтегазовый сектор (3,7 трлн рублей). И все это в ситуации, когда топливо подешевело практически в два раза. В зависимости от методики расчета зависимость федерального бюджета от нефти может доходить до 55 %. Правительство разрабатывает различные программы развития экономики. Одна из целей большинства из них - снижение зависимости от нефтяного сектора. Планируется, что к 2020 году доходы от продажи топлива в федеральном бюджете будут составлять 35 %.

Сопоставление российских и мировых показателей

В 2014 году экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой, если брать ВВП в текущих ценах. По прогнозу МВФ, к концу 2015-го она может стать девятнадцатой из-за девальвации рубля. В последние десять лет экспорт энергопродуктов был основным фактором улучшения жизненных стандартов. На сегодняшний день именно падение цен на нефть является причиной почти пятипроцентного падения в первом полугодии ВВП России, а экономические санкции не позволяют переориентировать экономику.