Что такое полис в Древней Греции? Государства-полисы Древней Греции. Полисная система древней греции Что такое полис в древности

26.01.2024 Биографии

Греция в древности - это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов - городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношений
Любой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины.
С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1. Абсолютно бесправные рабы.
  2. Ремесленники.
  3. Свободные торговцы.
  4. Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование.
Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами.
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности - «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.

В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие.

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1. Полный патриархат.
  2. Законность рабства с долговой порукой.
  3. Возможность неминуемой кровной мести.
  4. Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие.
После был и еще один важный период в жизни Греции - действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы.
В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину.
Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание.
В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен - довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.
Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные - жители городов. Также были образованы демы - это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.


По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек.
Следующая по количественному составу - Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте - порядка 150-170 тысяч.
Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.
Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом.
Полисы - это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством.
В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города-государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей.

    Греческий танец Сиртаки

    All inclusive в Греции

    В некоторых греческих отелях действует система «все включено». В отличие от Турции и Египта, где All inclusive есть в большинстве гостиниц, не все греческие отельеры предпочитают внедрять ее у себя. Между тем, такой вид отдыха является весьма выгодным для большого количества туристов. Это и трехразовое питание типа «шведский стол» на территории отеля, и отличный выбор напитков.

    Полисы в Древней Греции

    Платон-великий философ

    Платон-великий философ и мыслитель античности. По преданию настоящим именем его был Аристокл, как и имя его деда, и только значительно позднее его прозвали Платоном из-за ширины (платос) плеч. Платон был выходцем из очень знатной афинской семьи, родоначальником которой был царь Кодр. По всей вероятности, он был самым младшим из четырёх детей в семье.

    История Фив – одного из древнейших городов Греции – восходит героическому периоду. «Семивратные» Фивы подарили Элладе и всему миру божественных героев Геракла и Диониса. Имена Кадма, Зета и Амфиона, Лабдакидов, Эдипа и многих других переплетаются в так называемом Фиванском цикле мифов – подлинном сокровище эпоса Древней Эллады.

Архаический период $(VIII-VI$ вв. до н. э.) ознаменовался этапом формирования социально-расчлененного общества и полисного государства. Это был принципиально иной путь развития, совершенно отличный от формы государственных образований древнего Востока, Крита и Ахейской Греции, который стал неотъемлемой чертой античной жизни. Период образования полиса растянулся примерно на пол тысячелетия. Не менее длительное время занял и процесс его распада. Феномен полисной системы стал результатом длительного развития античной цивилизации, а его истоки следует искать в глубокой древности, в особенности развития сельской общины, заключающейся в эффективном взаимодействии общинного и частновладельческого хозяйства.

Предпосылки формирования полисного строя:

  1. Соблюдение принципа преемственности. В отличие от цивилизаций Древнего Востока, греками был учтен богатый исторический опыт предыдущих периодов, в особенности крито-микенской цивилизации.
  2. Освоение обработки железа, позволило вывести общество на качественно новый этап производственных отношений. Более прочные железные орудия расширяли материальные возможности греков, что создавало условия для расширения товарного производства, которое задавало быстрый темп хозяйственному и общественному развитию.
  3. Природные условия Балканского полуострова позволяли получать высокие урожаи без применения сложных гидротехнических сооружений. Тем самым, создавая благоприятные условия развития частных хозяйств, построенных на продуманной эксплуатации рабского труда с более высокой степенью доходности.
  4. Спокойная геополитическая обстановка. Греция архаического периода развивалась без вмешательства извне. Межгосударственные военные конфликты на Древнем Востоке в $I$ тыс. до н.э. препятствовали оказанию политического и культурного давления на формирующуюся античную цивилизацию.
  5. Великая греческая колонизация , ставшая одним из важнейших факторов развития полисного феномена и его распространению по всему миру. Она была эффективным инструментом для снижения социальной напряженности, обеспечивая баланс между количеством населения и обрабатываемой ими территории.

Процесс исторического развития Эллады протекал в рамках внутренне сплоченных республик, опиравшихся на гражданское общество средне зажиточных земледельцев. В подобных государственных объединениях создаются благоприятные условия для сохранения высоких темпов развития экономики, стратификации социальной структуры, появления более сложных и разнообразных учреждений, зарождения высокой культуры. Общим итогом этого процесса стало появление нескольких сотен мелких государственных образований со сходной социально-экономической структурой, принципами политической организации власти и системой духовных ценностей. Именно в раках полисного строя греки создали уникальную цивилизацию, которая обогатила сокровищницу мировой культуры и обеспечила себе достойное место в истории.

Замечание 1

Следует учитывать, что термин «полис» у греков означал и город и государство, поэтому часто к нему применяют определение - «город-государство». Это не совсем корректно, так как городское поселение существовало не везде. Например, Спарта, существовала как союз нескольких деревень, не имея городского образования.

Основные черты полиса

Каждый город-государство имел свои особенности. Но, вместе с тем, все обладали следующими сходными чертами:

  • План застройки. У полиса был единый Центр – место, откуда в любой конец государства можно было незамедлительно выслать помощь. Здесь находился рынок, храмы, место проведения народных собраний и ремесленные мастерские. Все городские поселения располагались на берегу моря либо недалеко от берега и обязательно имели гавань или порт. Городской центр мог иметь оборонительные укрепления. Здесь же проживала основная часть населения
  • Развитые торговые отношения и товарный обмен – основа экономического процветания полисного государства. Сельские жители привозили вино, масло, шерсть, взамен покупали орудия труда, ткани, одежду. Товарная экономика давала возможность быстрого обогащения и появления крупного поместного землевладения в деревне и ремесленного производства в городе.
  • Социальная структура полисов состояла из трех классов: земельная, торговая и ремесленная знать, свободные мелкие производители (ремесленники, торговцы, земледельцы), рабы и зависимые работники.
  • Противоречивый характер собственности , заключавшийся в сосуществовании таких ее форм как общественная (полисная) и частная (индивидуальная). Полис тщательно наблюдал за распределением земельного фонда, накладывая земельный максимум. Осуществлял надзор за наследованием, ограничивал право собственности и распоряжения наделом, выступал гарантом земельного владения вплоть до наделения участком безземельных граждан из резервного фонда.
  • Резкое противопоставление граждан полиса не гражданам – метекам и рабам. Формально они не включались в жизнь полисного организма, но реально обеспечивали его существование.

Определение 1

Метек – Неполноправный житель, переселенец из другого полиса.

Ядро социальной структуры составлял так называемый коллектив, полноправных граждан – коренных жителей.

Определение 2

Коренной житель полиса – гражданин, предки которого прожили на территории региона несколько поколений. Он владел земельным наделом, участвовал в народных собраниях, имел место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

  1. Демократическая, республиканская форма правления, заключавшаяся в абсолютно равном соучастии граждан в политической жизни. Все они обладали земельными наделами и были равными между собой. Непосредственная связь между гражданином и государством привела к отсутствию бюрократического аппарата, либо к минимальному его присутствию в полисе. Верховная власть принадлежала народному собранию полноправных граждан, во главе которого стоял, избираемый на определенный срок Совет. Повторное избрание на должность не допускалось.
  2. Совпадение политической и военной организации. Полноправный гражданин являлся еще и воином, обеспечивающим защиту полису. Армия была всенародной, где служба была обязанностью и привилегией.
  3. Ориентация на «средний класс». Гражданский коллектив полиса был неоднороден. Бурный рост товарно-денежных отношений приводил к стремительному имущественному расслоению а, следовательно, ослаблению связей между разными социальными слоями. Полис старался поддерживать единство граждан, применяя для этого ряд мер: наделение участками безземельных граждан, введение землевладельческого максимума, который препятствовал сосредоточению земельного фонда в узком кругу знати. На богатых членов общества накладывались литургии.

    Определение 3

    Литургия – специальный налог, накладываемый на богатых граждан полиса. Существовал в виде хорегии и триерархии.

    Определение 4

    Хорегия – специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмы, трагедии, комедии и работу актеров.

    Определение 5

    Триерархия - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа.

    Наличие общей идеологии , где высшей ценностью определялся сам полис. Формировалось понятие гражданина как свободной личности, обладающей всей полнотой политических прав и обязанностью защиты государства от вражеских сил.

Типы полисов

В истории существует несколько типов полисов, которые античные авторы разделяли на три категории по форме правления: демократия, олигархия, тирания.

Современная наука учитывает уровень хозяйственных отношений, выделяя три группы:

  1. Аграрный характер экономики – здесь господствовала олигархия, использующая труд зависимых работников, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Образцом такого полиса может служить Спарта.
  2. Многоотраслевой характер экономики. Эти полисы имели богатые и плодородные земли. Но нарушение баланса между величиной земли и ее плодородностью вызвали необходимость в выведении колоний и развитии торговли и ремесленного производства. Что стало следствием интенсивного развития товарно-денежных отношений, повсеместного использования рабского труда. Здесь граждане вели активную общественную и политическую жизнь. Наиболее яркий пример такого типа полиса стали Афины, Мегары, Халкида.
  3. Торгово-ремесленный характер экономики. В эту группу входили полисы с недостаточным количеством плодородных земель с самого начала архаического периода, что определило их исключительно торгово-ремесленный характер и слабость аристократии. Эти полисы активнее всех включились в процесс колонизации, здесь интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Наиболее яркими примерами подобных образований стали Коринф, Эгина.

Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу.

Особая форма организации экономики, права и политических отношений
Любой из полисов состоял из городской застройки и территории, окружающую ее. Это были поля сельхозугодий, пастбища, фермы. Их называли «хоры». Возникли эти мини-государства, согласно уникальному складу политических, экономических и правовых взглядов эллинов. Сначала они боролись с пережитками первобытного строя с родовыми порядками. После, в результате роста товарно-денежных отношений и разделения ремесел, земледельческих предпочтений, социальной борьбы возникли обособленные общины.
С экономической точки зрения собственность земледельцев принадлежала одновременно и общине и имела частный характер. Причем частная собственность определялась лишь для полноправных представителей полисов, которые обязаны своему происхождению. Таких жителей было немного, остальные же слыли неполноправными. Среди них:

  1. Абсолютно бесправные рабы.
  2. Ремесленники.
  3. Свободные торговцы.
  4. Имеющие мало прав представители этносов и иноземцы.

Зажиточные граждане города-государства наделялись не только правом частной собственности, владением земель, но и имели рабов. За несение государственной службы и исполнение своей воинской обязанности, жителям полисов платили жалование.
Если требовалось, на защиту полисов вставали все жители в возрасте от 17 до 65 лет. Сколько бы их ни было, в военное время они представляли народное ополчение. В него входили все, независимо от социального статуса и достатка. Только богачи выполняли более высокие задачи: руководили пешими отрядами, обладающими отличным вооружением. Более бедные представители зажиточных сообществ могли главенствовать лишь над не очень хорошо вооруженными солдатами.
Каждый житель полиса был патриотом своей Родины. В городах-государствах царила особая идеология. В политическом смысле эти государства объединяло одно: правительство состояло из представителей общественности – «апелла». Туда же входили полноправные жители полисов, составлявшие ареопаг или сенат. Были и выборные должности.

Это «магистраты». Политический строй каждого полиса можно приравнять к демократическому, поскольку государством правило народное собрание. Впрочем, были полисы, которые внедрили у себя олигархический или даже тиранический вид управления. Таковой была Спарта. А вот Афины практически во все времена оставались демократическими, даже будучи под гнетом и в полном разрушении.

Что же касается экономики, тут главенствующую роль играли территории, количество плодородных земель и скота. Кроме этого, прекрасные отношения между фермерами, торговцами и ремесленниками делали экономику полиса более крепкой, от чего государство приобретало большую независимость и влияние на общей политической арене. Таковым полисом можно считать Спарту. А вот Коринф, который не имел столь богатой хоры, относился скорее к ремесленным и торговым разновидностям экономического строя.

В свое время полисы претерпевали кризис. К примеру, когда был сильно развит институт частной собственности, часть владельцев земель становилась совсем бедной, или вовсе разорялась. Такое положение дел характерно для периода 5 в. до н.э. Он продолжался примерно столетие.

Драконовские методы и реформы Солона

Таковыми называли способы правления некого императора Дракона. Он издал свод законодательных актов, которые отличались сверх жестокостью. Удалось сохранить лишь некоторые названия, суть которых и так понятна. Среди драконовских методов:

  1. Полный патриархат.
  2. Законность рабства с долговой порукой.
  3. Возможность неминуемой кровной мести.
  4. Очень высокая ставка налога на имущество.

Совет, который по сути правил Афинами, состоял из 400 полноправных граждан. Они наделялись правом носить оружие.
После был и еще один важный период в жизни Греции – действие нового законодательства Солона. Этому способствовали довольно революционные настроения среди общественников. Они практически открыто выступили против родовой аристократии. Этому же примеру последовали зажиточные торговцы, промышленники. Переворот случился в 7 в. до н.э. Конечно, это больше было похоже на банальную борьбу за власть и стремление к лучшей жизни определенных слоев населения. Как всегда, в проигрыше оставались низы.
В итоге борьба привела к выходу на политическую арену Солона. Его избрали архоном и наделили исключительными и уникальными полномочиями. Соответственно, этот правитель благоволил родовой аристократии. Отличительной чертой нововведений Солона стала реформа долгового рабства. Все обязательства по долгам аннулировали. Людей, находящихся в кабале, освободили, а тех, кого успели продать в другие страны, вернули на Родину.
Новый правитель разделил жителей на несколько разрядов, в зависимости от их достатка и общественного статуса, вплоть до низшего слоя. Представители первых 3 разрядов имели право назначаться на государственные должности. Самые высшие из них занимали перворазрядники. Четвертый тип сообщества входил лишь в народное собрание.
В каждом полисе действовал «Совет 400». Собрания проходили ежегодно. В представительство входили по сотне человек каждого племени. Солон образовал и суд, который можно было считать народным, поскольку в него входили члены всех 4 разрядов. Так родовой строй был сохранен, а филы (4 разряда) населили Афины и другие полисы. Такой государственный порядок сохранялся в течение 30 лет.

Деятельность Клисфена

Если рассматривать жизнь полисов на примере Афин, допустимо говорить, что практически все города-государства шли по аналогичному пути. Каждый народ протестовал против диктатуры, тирании. Клисфен – довольно знатный житель Греции, возглавил одно из направлений народничества, которое выступало против тиранов. В результате, став успешным политиком, этот деятель захватил власть.
Так, родовой строй в Греции был практически ликвидирован. Этот период датирован 500 гг. до н.э. Деление населения велось не по классам и экономической составляющей, а по территориям. Филы были ликвидированы. Они превратились в территориальные филы. Их стало 10. В каждую из них входило по 3 территории. В составе населения была всего 1 треть сельчан, остальные – жители городов. Также были образованы демы – это еще меньшие единицы трети фил. Каждую дему возглавлял староста.


По количеству жителей и сословному составу полисы значительно отличались. Самым крупным из них была Спарта. На территории более 8000 квадратных километров жили свыше 200 тысяч человек.
Следующая по количественному составу – Аттика. Афины имели площадь всего 2,5 км2, но практически такое же население, как в Спарте – порядка 150-170 тысяч.
Были города-государства, которые располагались всего лишь на 40 км2, а население их - несколько сотен человек. В среднем территории полисов в Греции составляли до 200 км2, которые населяли 15 тысяч жителей. Полноправными воинами могли быть лишь 1-2 тысячи.
Так сложилось, что полисы были весьма идентичны по политическому устройству. Народное собрание характеризовало каждый из городов-государств. Люди принимали итоговые решения, независимо от того, к чему их склоняли правители или олигархи. Так граждане управляли своим государством-полисом.
Полисы – это уникальные единицы, известные на весь мир своими самобытными традициями. Такие города-государства существовали лишь в Греческом обществе. И сейчас Греция разделена на провинции, но при этом она является уже единым государством.
В полисах во все времена уважали мнение большинства. Определенный вес имели и владельцы большого количества земель и обширного хозяйства. Перевороты и чуть ли не революционные события никак не влияли на установившийся порядок. Города–государства существовали довольно долго, укоренившись в сознании политиков и простых людей.

    В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

    Парнас-священная гора!

    В данной статье речь пойдет о священном месте для любого эллина античных времен – о горе Парнас. Древние греки считали, что «пуп земли» (по-гречески «ὀμφᾰλόςγῆς» – «средоточие Земли»)находится всего лишь в 150-ти километрах от Афин в Фокидеа склонах горы Парнас. На склонах этой горы располагалось знаменитое Дельфийское святилище, которое считалось центром всего панэллинского мира.

    Кносский дворец.Крит

    Кносский дворец, или правильнее Кнос, самая известная греческая достопримечательность, которой больше четырех тысяч лет. Находится она недалеко от столицы острова Крит Ираклиона. Это кажется невероятным, но легендарный дворец с мифическим существом Минотавром был открыт всего сто лет назад, а до этого момента были лишь только подозрения о существовании на этом месте античного памятника архитектуры.

    Остров Скиатос

    Остров Скиатос(в переводе с греческого «Тень Афона») – это небольшой остров (49 км.2), который является самым западным островом архипелага Северные Спорады. Омывается остров Эгейским морем и насчитывает более 60-ти пляжей на любой вкус: от больших и людных до диких и нетронутых цивилизацией.

Полисы бывают разные: Лакедемон, Спарта(аграрные полисы) и Афины(торгово-земледельческий) как представители двух основных направлений -крупные полисы. Самый маленький- фокидский полис Панопей (на границе с Беотией). Полис – это гражданская община с античной формой собственности. Идеальный полис (Платон, Аристотель) – это утопия. В самом полисе уже заложены предпосылки к его кризису.

Пути возникновения. Синойкизм, завоевание, колонизация.

Территория и население. Классический Полис должен был быть такого размера, чтобы его легко можно было защитить, чтобы им легко можно было управлять (прямая демократия!). Желателен доступ к морю и наличие удобных дорог. Среднестатистический полис имел территорию 100–200 км2, население 5-10 тыс. чел. (из них 1-2 тыс. – полноправные мужчины). В центре города – народное собрание, агора, храмы. Вокруг полиса – хора. В случае опасности ее жители укрываются за стенами полиса (если они есть).

Социум. Все знают друг друга в лицо, место в фаланге соответствует месту в обществе. Три основных класса: господствующая верхушка(крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост), свободные мелкие производители(осн масса населения)(земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом), рабы и зависимые работники самых различных категорий. Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой.

Экономика. В классическом полисе основное занятие – земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Есть и торговля. Чем больше она развивается, тем больше рабов. Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса.

Политика. Греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Домирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина.

Гражданство. Четкое разделение на граждан и неграждан (метеков). Гражданин – это коренной житель, владеющий наследственным земельным участком, участвующий в народных собраниях и в народном ополчении (триада «гражданин-землепользователь-гоплит»). Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах. Гражданство в античном полисе – это не подчинение государству, а участие в нем. Профанация гражданства – первый признак кризиса полиса.

Менталитет. Главная ценность – свобода. Полис – это такой же ойкос общины, как космос – ойкос Зевса (принцип подобия). Полис, по мнению греков, отличал их от варваров. Осуждение накопительства (ничто сверх меры). Коллективное отправление культа. Полисные праздники. Патриотизм: в любом другом полисе гражданин данного полиса – метек => держится за свой полис, любит его.

10. Первое десятилетие греко-персидских войн. Предпосылки к войне. Дарий I рядом реформ устаканил общество. Огромные богатства, территория, армия. По сравнению с Персией Греция – лилипут. Вместе с тем – соблазнительный кусок, т.к. завоевав Грецию можно получить контроль над Эгейским морем. В 540-530 захвачены М. Азийские полисы. Поначалу лояльная политика, но при Дарии – ужесточение => Милетское (ионийское) восстание. Ионийское восстание (500-494). Началось с Милета (Аристагор). Все побережье. Обратились за помощью в Балканскую Грецию. Откликнулись только Афины, да и то 20 судов. Взятие Сард. Победа над финикийцами при Кипре. 495 – поражение при о. Лада. 494 – взятие Милета и подавление восстания.

Поход Мардония (492-490). Повод – помощь Афин М. Азийским городам. В Греции – страх и растерянность. Программа минимум – Фракия и сев. побережье. Если все пойдет хорошо, то и дальше. 492 – переправа через Геллеспонт. Буря около м. Афон и гибель персидского флота. Возвращение назад. Поход неудачен, но персы имеют плацдарм в Эгеиде.

Поход Датиса и Артаферна (490). С ними Гиппий. 491 – дипломатия: во все полисы – персидские послы с требованием «земли и воды». Фессалия и Беотия дали, Аргос – нейтралитет, остальные – против. Тогда поход. Смело: переправа не каботажная, а прямо через море. Высадка на Эвбее, разгром Эретрии, затем – Марафон (видимо, по совету Гиппия). В Афинах – споры, наступать или обороняться? Мильтиад: наступать. 12 сентября 490 – сражение. У персов – конница и лучники, атака лавой => засеки, узкое место, фаланга держит фланги, разделение ее на 3 части. Сначала сколько могли держали удар лучников, последние 100 м – бегом. Победа. Персов можно бить!

Первый Афинский морской союз и Афинская архэ. Деятельность Перикла.

Статика.Первый АМС. 2 периода его существования: Делосская симмахия (478-455) и Афинская архэ (455-404).

Форос. Централизованная система. Платится не кораблями и солдатами, а $ => в распоряжении Афин 460-600 талантов в год. 427 размер фороса удвоен в связи с Пелопоннесской войной. Размер фороса в зависимости от возможностей полиса. 5 округов, во гл. каждого – епископ и 2 помощника. Сначала хранился на Делосе, 454 перенесен в Парфенон.

Унификация мер и весов. Единая монета. Пирей как основной торговый терминал всего союза.

Клерухии. Группа афинских граждан из низших слоев населения выселяется на территорию союзного города. Результат: снятие социальной напряженности в Афинах и еще один оплот демократии и афинского влияния в союзных городах.

Афины. Постепенно Афины – не только гегемон, но и почти столица (империализм – одна из причин кризиса полиса). Большая часть союзников не возражает. Поддержка Афинами демократических порядков в полисах Архэ (Самос 440 – свержение олигархии). Весь суд – в афинской гелиее.

Динамика. Создание Делосской симмахии. 481 был создан общегреческий антиперсидский союз. После первых побед (480-479) возникли разногласия Афин и Спарты. Спарта вышла из союза, а оставшиеся начали собираться вокруг Афин. На о. Делос собрались представители всех заинтересованных в войне полисов и создали Делосскую симмахию. Формально это союз равных, но с самого начала выделились Афины.

Рост афино-спартанских противоречий => Фемистокл строит Длинные стены (461-404, 393 восстановлены). Ими город связывается с портом и с Фалероном => можно выдержать практически любую осаду, т.к. всегда остается возможность для эвакуации и бесперебойого снабжения.

Рост авторитета Фемистокла => он несовместим с демократией => 471 Ф. подвергается остракизму (живет при дворе Ксеркса). На его место – Кимон Мильтиадович. Затем – Перикл 463 осудил его, поддержал реформы Эфиальта.

Расширение Делосской симмахии. Сначала во Фракию и на оставшиеся Киклады. Очистка акватории Эгейского моря от персов и пиратов. Битва при Эвримедонте (469): сначала удар по персидскому флоту, затем по пехоте, затем по финикийской эскадре. Богатая добыча (одних рабов 20 000) => ряд построек в Афинах. К 430 в составе Архэ уже ок. 200 полисов, т.е. подавляющее большинство. Большая часть – торгово-ремесленные, демократические. Первые попытки выхода из Д. симмахии. Наксос (469), Фасос (465), Халкида (446). Пресечены с жестокостью (срыты стены, штраф, присяга, замена олигархического правления демократическим).

Отношения с Пелопоннесским союзом. Почти чразу сильно ухудшаются. Доходит до войны с отдельными членами ПС (Коринф, Эпидавр, Дорида). В 457 вмешивается Спарта, сначала – успешно (Танагринское сражение 57 года). Потом отстраняются, зато вмешиваются персы, препятствуя усилению А. => до 47 перевес скорее у афинян. Но потом – перелом, их изгоняют с Кипра, А. Отдают все завоевания => 445 – 30-ти летний мир со Спартой, поделены сферы влияния. 440-430 – обострение противоречий. Провал общегреческого конгресса в Афинах 449.

Понт Эвксинский. 430-е – распространение власти Архэ сюда. Логично, т.к. большинство причерноморских колоний ионийские, а большинство монийских полисов уже в составе Архэ. Понтийская экспедиция Перикла. Синопа, Амис, Аполлония, Нимфей, Ольвия. Ключевые полисы т.о. входят в Архэ. Великая Греция. Очень развитые полисы. Соблазнительная перспектива объединить в Архэ почти все Средизменоморье. Кроме того – палка Пелопоннесскому союзу. 435 в Архэ входит Керкира, а это основной терминал связи с Сицилией. 443 – основание Фурий (Геродот), оплота Афин в ВГ. Затем союзы с Регием и Леонтинами. Сиракузы – оплот Спарты в ВГ. Объежиняет антиафинские полисы и сводит влияние Афин в ВГ на нет. Перикл. Родился 495. Хорошо образован. В большом футболе с 463 (поддержал Эфиальта против Кимона). 444-429 – первый стратег. Нонсенс, т.к. годичность магистратур – один из основных приницпов демократии. Умер от чумы в Афинах 429. Знатного рода (Алкмеонид, сын Ксантиппа). Укреплял значимость Афин. Дал нижним и средним слоям реальную власть. Инициатор денежных раздач и оплачиваемости буле и гелиеи. Ограничил афинское гражданство.

11. Экономика Греции в V - IV вв. до н.э. Проблемы товарного производства в Греции.

1. Общая тенденция. Военные потребности (флот, доспехи, фортификация) вызвали развитие ремесла и общий технический прогресс. Расширение экономического пространства Греции после победы в Греко-персидских войнах. Завоевано много золота и рабов. Из всего этого – подъем экономики и усиление рабовладения.

2. В связи с этим ведущие полисы в V-IV в. – торгово-ремесленные. Яркий пример, подкрепленный хорошими источниками, - Афины.

3. Сельское хозяйство.

3.1. Основные производительные ячейки.

Небольшой участок (3-5 га), принадлежащий гражданину полиса, возделываемый силами его семьи и 1-2 рабов. Слабая связь с рынком, удоволетворение нужд одной семьи. Поместье (15-25 га), возделываемое рабами (15-25 чел.). Ориентировка прежде всего на рынок. Свидетельство распространения таких поместий в Греции IV в. – «Экономика» Ксенофонта.

Земледелие. Хоть полис и торгово-ремесленный, земледелие все равно не очень важно. Выращивают зерновые культуры, оливки, виноград, садово-огородные культуры. Из зерновых в силу неплодородности почвы, неразвитости с/х инвентаря и отсутствия удобрений – не пшеница, а более неприхотливый ячмень. Его все равно не хватает => зерновая проблема. Особые высоты в виноградарстве, виноделии и выращивании оливок. Все эти работы трудоемки => нужно много рабов. Скотоводство. Не играет особой роли, т.к. нет достаточного пространства, да и средиземноморская пищевая парадигма позволяет обходиться без мяса. Выращивают в основном овец (для шерсти) и тягловых.

4. Ремесло. Им занимаются в основном метеки, жители хоры и рабы. Сырье не всегда есть рядом => торговля или война. Война => особенное развитие металлургии. Добыча полезных ископаемых шахтно-штрековым методом особенно трудоемка, поэтому здесь работают рабы. Некоторые районы Греции были особенно богаты полезными ископаемыми: Лаконика - железной рудой, Южная Аттика - железной рудой и серебром, Эвбея - железной рудой и медью. Одной из самых богатых была область Пангея на северном побережье Эгейского моря, где активно разрабатывались залежи железной руды, меди, олова, золота, серебра. Этот район не случайно стал предметом ожесточенной борьбы ведущих полисов Греции У-IV вв. до н. э. Необходимый для строительства кораблей лес рос в горах Македонии, в окрестностях Синопы и Амиса (Южное Причерноморье) и в области Киликия в северо-восточной части Средиземного моря. Затем – сыродутная обработка и проковывание железной заготовки в кузнице. Искусные греческие кузнецы, применяя различные приемы обработки железа, могли получать твердую сталь, которая была необходима для изготовления оружия (мечи, наконечники копий и др.) и орудий труда (например, лемехи, столярный инструмент и др.). Об успехах греческой металлургии говорит наличие нескольких разновидностей стали: самыми известными были лаконская, лидийская, синопская, халибская. Медь и бронза также не выходят из оборота. Shit Ахилла. Керамика. V-IV вв. до н. э. - время самого активного строительства: возводились крепостные стены, общественные и частные здания, храмы и театры. Греки освоили обработку многих пород камня, мрамор. Камень добывали в открытых каменоломнях, транспортировали крупными блоками на место строительства и там тщательно обрабатывали: пилили на мелкие блоки, сверлили, подготавливали фигурные детали, подгоняли их друг к другу, шлифовали. Особенно тщательной отделкой и красотой отличались здания общественного назначения, в первую очередь храмы, выполненные в одном из трех ордеров: дорическом, ионическом или коринфском. Высокое мастерство требовалось для изготовления статуй, причем в IV в. до н. э. большую их часть делали из мрамора, и скульптору, помимо чисто художественных задач, была необходима квалификация для работы по камню. Строительство флота - военные суда - триеры - были быстроходны, маневренны, устойчивы на волне и превосходили военные корабли своих противников - персов. Торговые суда с парусным движителем бороздили волны Средиземного и Черного морей, обеспечивая интенсивные торговые операции. Ткачество. Эрагстерии: хозяин работает вместе с рабами. Специализация производства - Выделяются мастерские по производству только светильников (у афинского оратора Гипербола была мастерская светильников), только мечей, только лож (обе у Демосфена), только щитов (у отца Лисия). Тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Подъем деловой активности в торгово-ремесленных центрах, успехи в технологии, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом.

5. Торговля. В основном морская (из-за географических условий). Продукты питания, предметы обихода, оружие. В торговлю вовлечены все слои общества. Зерновая проблема. Хлеб дешевле купить, чем вырастить. Поэтому – торговля с черноморским хлебным рынком, важность контроля над проливами. Покупают хлеб, а продают вино и масло. Покупают сырье для ремесла. Интенсификация торговли приводит к господству монетной системы и унификации мер и весов, в основном в рамках Афинского морского союза. Основные центры производства монеты – Коринф и Афины («жеребчики и «совы»). Большой размах торговых операций в греческом мире привел к появлению зачатков банковских операций и элементов безвалютных расчетов. Эти операции осуществлялись особыми лицами - менялами, или трапедзитами, существовавшими в каждом торговом городе. Менялы следили за курсом многочисленных монетных серий (ведь в обращении находилось множество монет различных греческих полисов), производили обмен одних монет на другие, размен крупных монет, принимали деньги на хранение, давали ссуды под проценты, производили расчеты между оптовыми торговцами. Для большего удобства в проведении торговых операций купцы-оптовики, особенно связанные с дальней заморской торговлей, создавали купеческие объединения - фиасы, основной задачей которых были взаимная страховка и выручка ссудами, обмен информацией, контроль за ценами.

21. Афинская демократия как политическая система в V - IV вв. до н.э. Формирование гражданства как политической категории.

Важность проблемы. По Афинам – наибольшее количество источников. Яркий пример полиса. Но не классического!

Политика.

Народное собрание. Экклесия. Коллектив граждан – суверен => важность гражданства. Остракизм. Выбор архонтов. Постепенное введение платы за посещение Народного собрания с целью привлечь к власти низшие слои.

Буле (50х10). Годичность. Создано Солоном (400), дополнено Клисфеном (500).

Ареопаг. Аристократия. Пожизненно. Уголовный суд.

Гелиея. Суд присяжных. 6000 (500+100х10). Возрастной ценз (30). Дела – по жребию. Состязательтность (отсюда важность устного слова). Графэ парномон.

Высшие магистратуры. Архонты (9) и стратеги (10). Годичность. Коллегиальность. Отчетность по истечении срока.

Более мелкие магистратуры – гиппарх, филарх, таксиарх, казначеи, полеты аподекты, логисты. Социум. Граждане (18 лет – эфеб, 2 года на посту). Метеки. Рабы. Гражданство. Поскольку гаржданский коллектив – суверен, институт гражданства основополагающий для самого полиса. Триединая сущность гражданства (Гоплит-землепользователь-гражданин). Мама-папа – афиняне. Замкнутость гражданского коллектива Право на свободу. Право на гос-помощь. Соответственные обязанности.

22. Классово-сословная структура Греции V - IV вв. до н.э. Основные признаки классического рабства.

1. Классово-сословная структура Греции V – IV вв. до н.э. и классическое рабство в частности определяются развитием экономики (см. билет 20): трудоемкость новой экономики (рыночное ремесло, эргастерии, добыча полезных ископаемых) вызывает взрывной рост количества рабов (до 1/3 населения полиса, причем абсолютное большинство из них – мужчины).

2. Господствующий класс.

2.1. Экономика. В экономическом отношении - частные собственники поместий, эргастерий, крупных сумм денег, рабов. В общем того, с чего можно поиметь прибыль. Имущественное расслоение есть, но оно несущественно, т.к. совсем разориться сложно – община поможет, а совсем разбогатеть пока неприлично. К тому же есть летургии (хорегии, гимнасиархии, триерархии) и представление о равенстве всех граждан полиса.

2.2. Социум и политика. Наименьшая часть полиса. В социально-политическом отношении господствующий класс двойственен: состоит из старой земельной аристократии (мало интересуются ремеслом и торговлей, получают доход со своих земель, в политике – олигархи) и новой торгово-ремесленной аристократии (заинтересованы в развитии экономики, внешней политике, умеренные демократы). К торгово-ремесленной аристократии могут принадлежать не только граждане, но и метеки (последние за особые заслуги все чаще становятся гражданами – и это признак кризиса полиса). В Спарте господствующий класс – это только земельная аристократия (никакой торговли и ремесла, тем более – метеков!).

3. Свободные мелкие производители (средний класс). 3.1. Экономика. В экономическом отношении – владельцы мелких эргастерий и небольших хозяйств (3-5 га, работают сами + 1-2 раба, слабая связь с рынком). Связь с рынком есть, но эпизодическая и слабая. Если гражданин лишался земли (аклер), община могла ему помочь, наделив землей в апойкии данного полиса он становился ктистом). Иногда искусственно создавались рабочие места, чтобы люди могли заработать (Перикл). Устанавливались максимумы цен, особенно на хлеб. 3.2. Социум и политика. Большая часть населения полиса. В социальном отношении – свободные граждане (а именно зевгиты и феты по Солону) + основная часть метеков. В политике – умеренные демократы. Принимают участие в политике. В Спарте еще есть периэки. Они не имели политических прав, хотя, как и спартиаты, считались лакедемонянами, участвовали в войнах. Свободные люди с ограниченными гражданскими правами. Основная функция – экономический «шлюз» между Спартой и внешним миром: занимались торговлей и ремеслом.

4. Рабы. Классическое рабство.

классич рабство(возн в товарном хозяйстве, а не в натуральном, измен состав рабов – это уже не «бедные родственники», в античности сумели запретить долговую кабалу и отныне стали переобладать рабы-чужаки, полностью были лишены каких-либо прав, норма эксплуатации растет).

4.1. Социальный статус классического раба. Более жесткая эксплуатация по ср. с патриархальным рабством. Снижение соц. статуса рабов: орудие, наделенное речью (Аристотель). Хоть хозяин и имел абсолютную власть над рабом, он не стремился его замочить, далее по тексту. Рабов становится много, они четче отделяются от прочего населения => выделение рабов в отдельный класс. Обостряется классовый антагонизм «раб-господин», появляется опасность восстания рабов (восстание илотов 464). Однако, то, что рабы были из разных мест, занимались разными делами и т.д. не позволяло им объединиться и поднять крупное восстание. Отличие раба от илота (пенеста, войкея, кларота, мариндина): раб – это Частная Собственность одного человека. Собственность на илота напоминает античную форму собственности на землю: верховная собственность – у государства, но работает илот на одного спартиата. Спартиат не имеет права замочить илота (не считая криптий).

4.2. Кто такие рабы и чем они занимаются. Вторая по численности часть полиса. Рабы – это преимущественно мужчины, в основном негреческого происхождения (Сев. Причерноморье, Фракия, М. Азия), хотя в IV в. обращали в рабство и плененных в ходе междуусобиц греков. Классическое рабство развилось в осн. в торгово-ремесленных полисах (пример – Афины). Источники получения рабов: войны, самовоспроизведение, продажа скифской и фракийской знатью в рабство своих соплеменников и родственников (для предотвращения заговоров). Рабы продаются на спец.-рынках. Существовала возможность выкупиться на свободу. Работают в эргастериях и поместьях. Существовала практика отпуска раба на оброк: хозяин выделяет рабу отдельное жилье, немного денег, позволяет завести семью. Раб открывает свою мастерскую, хозяину платит оброк. Раба можно также сдать в аренду.

5. Деклассированные элементы. 5.1. Кто такие? Разорившиеся люди (например, не выдержавшие конкуренции с рабским трудом, применявшимся в крупных мастерских), которые не хотели наниматься в эргастерии (такой труд стал считаться уделом рабов, был непрестижен) или получить новый земельный надел, а перебивались случайными заработками. Главный признак: сочетание полной нищеты со всей полнотой гражданских прав. Полис старался им помочь: организовывались хлебные раздачи, была установлена плата за простое посещение народного собрания. Эта людская взрывоопасна. К примеру, могут служить наемниками, чем подстегивают нарастающие в IV в. усобицы.

Всемирная история. Том 3 Век железа Бадак Александр Николаевич

Греческий полис

Греческий полис

Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социальной организации античного общества, следует подробно рассмотреть это многостороннее явление. Причем использовать материал развития полиса классического типа (архаической Греции). Поздние греческие авторы (Фукидид, Геродот) определили полис как коллектив, точнее, организованную общность людей. Полисный коллектив как коллектив граждан обеспечивал все материальные условия своего существования. Это означало сосуществование таких структур как совокупность домохозяйств, земли и имущества, обеспечивающих достаточное материальное процветание.

В основе полиса материальные отношения собственности, которые проявлялись в двуединой форме - государственной и частной. Античные авторы как современники данного исторического феномена отмечали, что предпочтительно сочетание системы собственности общей и собственности частной, если они освящены обычаями и урегулированы законами государства.

В общественном владении находятся определенные категории земель; а вот право на земельный участок в пределах полисной территории имеют только граждане. Этот «принцип исключительности» в отношении собственности на землю только для граждан полиса является фундаментальным принципом античной гражданской общины. Этим объясняется повсеместная публичность всех сделок, связанных с землей: утверждения земельного максимума, надзора за наследованием. В спорных случаях полис становился наследником земельных налогов. Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Отсюда так нередки случаи общественного недовольства, когда среди граждан раздавались требования перераспределения земли.

Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись только собственники земли. Яркими примерами такого обусловленного гражданского статуса являлись Спарта, Гераклея Понтийская и ряд других полисов Греции. Такой «ойкосный принцип», когда глава домохозяйства (ойкоса) имеет право на участие в политической жизни (чего не имели даже его взрослые сыновья) не мог не препятствовать общественной жизни. Политическими правами пользовались и те, кто по каким-то причинам утратил земельный надел. Но в обществе владение землей было доминирующей тенденцией, так как это являло собой требование социального престижа. В афинской практике, например, оратору и стратегу нельзя было пользоваться доверием народа не будучи землевладельцем.

Описанные требования к политической жизни реального древнегреческого полиса привели к тому, что все граждане являлись равными соучастниками политической жизни.

Таким образом, полис был с одной стороны суммой ойкосов (домохозяйств), с другой - обладал сложной организацией в основе которой лежит такая единица, как ойкос.

В результате новых экономических процессов происходил переход от варварства к цивилизации. Архаическая эпоха укрепила позиции города-полиса. Произошло отделение полиса как экономически, так и политически от деревни и подчинение ее. Развитие товарно-денежных отношений формировало политическую картину развития Греции VIII–VI вв.

Греческий полис вырос из укрепленных поселков гомеровского времени - полисов, восприняв название. Полис архаического типа представлял собой центр карликового государства, объединяя близлежащие комы (деревни), располагавшиеся вокруг полиса. Подобное укрупнение и политическое усиление полиса, как отмечают древние историки, было связано также с естественным приростом населения. Практиковалось объединение общин т. н. синойкизм (совместное поселение) для противостояния враждебным силам.

В большинстве случаев на незначительной территории жило до тысячи человек. Наиболее заметные города этого периода Милет и Коринф.

Археологическая Смина поразила исследователей правильной планировкой, развитой бытовой культурой, грамотной ландшафтной привязкой к побережью полуострова, на котором полис располагался.

Аристотель различал несколько типов устройства полиса. Он включал сюда соответственно монархию, аристократию, олигархию, демократию и политию. Античный автор владел достаточным историческим и фактическим современным ему материалом, однако затруднялся придать строгие рамки своей структуризации, поскольку понимал отсутствие резких различий в социальном статусе отдельных групп населения раннегреческого полиса. Полис воспринимался Аристотелем на основе объединяющего начала - принадлежности человека к своему коллективу, местным святым местам и богам, земле, близким. Идея полиса мыслилась как противостояние отдельного народа тяготам внешнего мира, стихийным бедствиям и нашествиям врагов. Происходила интеграция коллектива перед возможными непредвиденными опасностями вплоть до столкновений с враждебно настроенными племенами за границами собственного полиса.

Как признак полиса, у многих античных авторов указывается на автократию демоса: в каждом конкретном случае демос, гражданство полиса способен противопоставить себя индивиду. Такое, например, случилось при выведении колонии на Фасос и было отражено в поэзии Архилоха во 2-й четверти - середине VII в. до н. э.

Тип полиса определяется соответственно основному механизму решения общеполисных проблем. Примером раннедемократического полиса можно считать общественное устройство Хиоса. Гражданскими правами наделено все свободное население. Причем из сохранившейся ретры VI в. до н. э. видно, что граждане ограждались от злоупотреблений властей (магистратов) путем возможности апеллировать прямо к народному Совету. Будучи уличенными во взятках, магистраты, демархи и басилеи платили штраф, причем сумма штрафа бывала весьма ощутимой. Всю свою внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством законов, принимаемых с согласия и при участии своего свободного населения.

Этот пример попал в исторические анналы благодаря тому, что в Хиосе большая часть жителей не только стояла на высокой ступени благосостояния, но и смогла обойтись в своих взаимоотношениях без столкновений на классовой основе. Живя в крупном торговом центре своего времени, хиосцы были членами купеческой фактории в египетском Навкратисе. Хиосские амфоры присутствуют в слоях VII–VI вв. в широком разбросе археологических памятников.

Во Фракии появилась колония Маронея с аналогичной системой управления, ставшая вскоре известным винодельческим центром. В середине VI в. хиосцы освоились на материке (Атарнея), напротив о. Лесбос, приумножив таким образом свой земельный фонд.

Олигархический полис предполагает особую систему земледелия, которая находит отражение в соответствующих законах. В этом смысле интересно локридское законодательство последней четверти VI в. до н. э., по которому проводился передел земельных угодий. Судя по контексту документа, в общину были приняты новые поселенцы-эпоики. Получая надел (возможно было и получение нескольких наделов), гражданин пользовался также и общественным фондом, из которого мог черпать средства на обустройство. Наследственные права не землю фиксировались законом, так же, как и размер взимаемого на общественные нужды налога.

Стимулируя частную инициативу и, возможно, более высокое качество обработки земли, полис закреплял вновь приобретенные земли за своими гражданами. Закон объявлялся освященным Апполоном Пифийским, что придавало правам на землю божественную незыблемость. Полисная жизнь разнообразилась вступлением во владение новых эпойков и переделом участков, однако на практике новоприбывшие (как сказано в документе - «боеспособные защитники») ставились в неравные условия по сравнению с коренными жителями: получали неудобную или каменистую землю.

Однако в любом случае земельная собственность давала право голоса в городском собрании. Кроме того, существовал еще и Совет (101 человек), куда избирались наиболее достойные граждане полиса. Однако постепенно, по мере ослабления старых демократических связей и концентрации имущества в руках отдельных людей, демократическая форма правления полиса приобретала все более и более явственные олигархические черты.

Олигархия начала выделяться из общего числа свободных граждан полиса благодаря двум основным признакам - владению большим количеством земли и вооружений. Были чисто земледельческие олигархии, в других случаях олигархию составляли также некоторые члены общины согласно праву рождения, потомки завоевателей и т. д.

Однако, являясь по крайней мере потенциальным владельцем земельного надела, каждый гражданин полиса являлся также и воином. В истории архаичной Греции зафиксированы в достаточной степени и всаднические олигархии, где воинская доблесть почиталась выше и давала больше возможностей для управления своими согражданами, нежели чисто имущественное положение. Ряд полисов признавал гражданами только тех, кто имел возможность выступить на войну в полном гоплитском вооружении. По свидетельству сохранившихся источников, возможность или невозможность приобретения гражданином полиса всего набора вооружения гоплита - паноплии - и, таким образом, участие или неучастие его в сражении в качестве полноценного тяжеловооруженного воина определяла участие его в тех или иных гражданских структурах. Поскольку оружие в те времена вообще стоило недешево, то в конечном счете общественный вес того или иного человека определялся опять-таки его личным благосостоянием, причем положение это, как можно убедиться, ни в коей мере не изменилось на протяжении всей мировой истории.

Военная сторона полисной олигархии, служба в фаланге была исполнением основной гражданской обязанности. Фаланга мыслилась как продолжение полиса, а война - как естественное занятие свободных людей. При этом однотипные, подчиненные единой дисциплине действия равных друг другу воинов символически подчеркивали равенство этих людей и во всех прочих, не связанных с боевыми действиями делах.

Многие детали полисной жизни неясны до сих пор и это оставляет простор для свободных трактовок и разнообразных гипотез, а также лишний раз подчеркивает сложный характер древнегреческих общественных отношений.

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Полис и поле Человек не может существовать как Человек вне пространства Культуры, но он должен освободиться от господства, то есть от данной организации Культуры. Это значит, что он должен освободить от господства само поле глобальной культуры, к которому подключен. Эта

Из книги Происхождение семьи, частной собственности и государства автора Энгельс Фридрих

IV. ГРЕЧЕСКИЙ РОД Греки, подобно пеласгам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованы сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрии могло не быть, как у дорийцев, союз племен мог образоваться

автора Андреев Юрий Викторович

3. Родовые институты и гомеровский полис Среди других важнейших достижений микенской цивилизации в смутное время племенных вторжений и миграций было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был периодом в полном смысле этого слова бесписьменным. До

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм Архаический период VIII–VI вв. до н. э. был временем формирования социально - расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в свое

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 8 Пелопоннес в греческой истории. Спартанский полис ОБЛАСТИ ПЕЛОПОННЕСА И ИХ НАСЕЛЕНИЕ В ЭПОХУ АРХАИКИ Во ІІ тысячелетии до н. э. на полуострове Пелопоннес находились самые крупные центры микенской цивилизации. Затем, однако, именно этот регион Балканской Греции

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ГЛАВА 9 Афинский полис

Из книги Яды – вчера и сегодня автора Гадаскина Ида Даниловна

Греческий огонь Зародыши химического оружия появились в далекие времена. Первые попытки в этом направлении были сделаны в Греции во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой (431...404 гг. до н.э.). Спартанцы жгли

Из книги История Спарты (период архаики и классики) автора Печатнова Лариса Гаврииловна

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.Древнегреческая община-полис включала в себя не

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Полис и демократия Само слово демократия (demokrateia - правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства толькоАристотель вIV в. до н. э. и делал

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

2. Что представляла собой греческая община полис? Разрушение ахейских государств и дорийское переселение привели к тому, что процессы классообразования во многих греческих областях должны были начаться заново. В XI в. греки жили небольшими изолированными общинами или

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

4.2. Античный полис как уникальное явление Античная цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира - самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма обозначалась в греческом языке словом «полис» (переводится как «город»), а в

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Греческий язык Мир мало отдает себе отчет в важности греческого влияния на формирование судьбы христианства. Это не столько влияние самого греческого языка, которое было огромно, сколько неподчинение ранних греко-христиан требованиям иудео-христиан, чтобы они

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

Греческий вопрос В марте 1821 года возникла непосредственная угроза российским интересам, когда Александр Ипсиланти, грек, служивший в российской армии, поднял восстание против турок в княжествах Молдавии и Валахии. До этого царь балансировал между раздражением,

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Греческий шпион Через четыре месяца после предательства Бохана в сентябре 1985 года в Афинах был арестован заместитель директора греческого филиала фирмы «Стандарт электрик» 49-летний инженер-механик Михалис Мегалоконому. Газеты тогда писали, что именно показания Бохана